24 Ноября 2017
$58.46
69.18
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Третья реформа

Во всей истории последнего весьма бурного пятнадцатилетия нет, пожалуй, сферы более многострадальной, чем местное самоуправление

Во всей истории последнего весьма бурного пятнадцатилетия нет, пожалуй, сферы более многострадальной, чем местное самоуправление. Именно с нее - точнее с попытки децентрализовать систему местных Советов - и началась, строго говоря, политическая перестройка, в короткие сроки опрокинувшая советское государство.

Эта первая реформа началась еще в 1987 году с первых выборов на состязательной основе, которые проходили, правда, только в 5% районов. В 1988 году появился закон о выборах народных депутатов, на основе которого весной 1990 года сформировались первые относительно демократические местные Советы. Тогда же, в апреле 1990 г. само понятие «местное самоуправление» впервые было введено в юридический оборот союзным законом, а в июле 1991 г. и российским. Эта первая реформа местной власти, развивавшаяся достаточно эволюционно, завершилась октябрем 1993 года и последовавшим окончательным демонтажем советской системы.

Вторая реформа, резко порвавшая с предшествующей традицией, порой трактуется даже как «муниципальная революция». 12-я статья Конституции 1993 г. резко разделила сферы муниципальной и государственной власти на уровне региона, заложив, как многие считают, основу системного конфликта между ними. Одна проблема состояла в обилии предоставляемых органам местного самоуправления прав при крайней ограниченности их финансовых возможностей, другая - в том, что чрезмерный муниципальный либерализм создал благоприятную среду для развития коррупции и сделал практически невозможным профессиональный и финансовый надзор за деятельностью местных властей со стороны государства. В итоге к концу 90-х годов сама идея местного самоуправления оказалась довольно сильно скомпрометированной в глазах населения. В этих условиях, а также на фоне нарастающего кризиса сферы ЖКХ, со всей очевидностью назрела третья по счету муниципальная реформа. Сегодня мы находимся в ее преддверии.

Еще в июне 2001 г. президент Путин создал комиссию по разграничению предметов ведения между уровнями власти, которую возглавил заместитель главы президентской администрации Дмитрий Козак. Спустя год комиссия представила концепцию, на основе которой были разработаны проект новой редакции закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» и проект поправок к закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ». В январе нынешнего года законопроекты были подписаны Путиным и представлены им в Государственную думу.

Прежде чем подумать над тем, что несет нам эта новая реформа, попробуем вспомнить, как складывались отношения между региональной и местной властью в нашей области, взяв наиболее близкий для нас пример города Твери. Этот пример интересен прежде всего потому, что в большом городе местная власть обладает весьма обширными и разнообразными ресурсами, которых нет в малых городах, а тем более в дотационных сельских районах. И то, как эта власть ими распоряжается, весьма красноречиво свидетельствует о ее эффективности.

Итак, первые демократические выборы 1990 г. принесли, как мы помним, провал тогдашнего предгорисполкома А.П.Белоусова в первом туре выборов в городской Совет. И это при том, что шел он по округу в единственном числе, без конкурентов (тогда это было еще возможно). Избран он был лишь со второй попытки. А прохождение его на выборах в областной Совет сопровождалось таким количеством нарушений, что его едва не лишили мандата перед первой сессией. Таким образом, и в ту пору его заслуги как руководителя советских времен в глазах населения выглядели довольно бледно.

О том, каковы они были в глазах областной власти, свидетельствует эпизод 1991 года, когда тогдашний глава областной администрации В.А.Суслов сделал всё для того, чтобы сместить Белоусова с его поста. Но в ту пору Александр Петрович, весьма скромно преуспевавший в делах городского хозяйства, проявил свой главный талант, состоявший в умении ссорить своих противников друг с другом. Вовремя подброшенный самым крутым демократам компромат на соперника вывел самого Белоусова из-под удара. К тому же он сумел к тому времени наладить отношения с теми из депутатов демократической направленности, кто уже успел попробовать себя в предпринимательской деятельности, в первую очередь с Н.А.Карповым, который при желании мог бы сам составить альтернативу Белоусову, но предпочел вариант его поддержки. В итоге кандидат Суслова (действительно, не слишком удачный) провалился, а перед Александром Петровичем открылись новые заманчивые перспективы хозяйствования в условиях нарастающей бесконтрольности. Громоздкий и неудержимо говорливый городской Совет, состоявший аж из 200 депутатов, никакого надзора за исполнительной властью осуществлять, естественно, не мог.

Весной 1994 года в Твери с большим скрипом была-таки сформирована городская Дума, которую возглавил Валерий Матыцин. Им был взят курс на довольно жесткий контроль за деятельностью городской администрации и ее главы. Неэффективность управления городским хозяйством в ту пору стала очевидна и для неспециалистов: муниципальное имущество раздавалось «нужным» людям, аренда приносила сущие гроши, муниципальные предприятия работали исключительно в убыток, а руководители администрации без конца пропадали в заграничных командировках, не приносящих городу ровно ничего. Но преодолеть колоссальную инерцию малоопытному в политических интригах председателю Думы не удалось, и после затяжного конфликта он предпочел добровольно подать в отставку.

А в 1996 году на первых прямых выборах главы города Александр Петрович умело сыграл в свою любимую игру, напустив на своего основного соперника Александра Буренкова других соперников. Особую роль тогда сыграл, как мы помним, нынешний «независимый» депутат Гордумы Юрий Пархаев, который вел себя так, словно, кроме Буренкова, у него конкурентов нет. На выборы с такой грязной начинкой народ шел неохотно. Явка в Твери была менее 40% (самый низкий показатель на муниципальных выборах в области), из явившихся за Белоусова проголосовало чуть более 60 %.

К следующим выборам 2000 года Александр Петрович подошел, как мы опять же помним, под звонким и многозначным именем «свой». Кому он стал «своим», сегодня знают, пожалуй, все. Допущенные к дележке городского пирога, а также мечтающие к ней попасть обеспечили Белоусову необходимую поддержку, что и позволило ему сохранить за собой по-прежнему бесконтрольную с чьей бы то ни было стороны власть. Справляться со строптивыми думцами к этому времени мэр научился без особого труда. А нарастающий коммунальный кризис и окончательный развал городского хозяйства были ценой долговременной пропагандистской кампании окончательно списаны на злокозненность областной власти, не имеющей, напомним, никаких законных рычагов воздействия на уровень городского управления.

Таким образом, пример Твери в полной мере подтверждает основные закономерности развития того, что весьма условно можно назвать «местным самоуправлением».

Чего же можно ждать от очередной реформы? Прежде всего возможности (хотя бы теоретической) вмешаться в управление местным хозяйством в случае его очевидной неэффективности. Если долги муниципалитета превышают 30% его бюджета, решением арбитражного суда может быть введена временная финансовая администрация со стороны субъекта федерации. Кстати говоря, такая же мера может быть применена и к самому субъекту, но уже со стороны федеральной власти. Мера, безусловно, разумная, могущая защитить население от последствий бездарного управления.

Помимо этого предполагается установить порядок, при котором полномочия каждого уровня власти будут четко увязаны с финансовыми источниками для их реализации. Денег от этого в бюджетах больше, конечно, не станет, но и требовать исполнения полномочий, финансово не обеспеченных, никто не будет. Изменится и смысл понятия «муниципальное образование», которое становится самым нижним звеном местного самоуправления на уровне сельского округа или малого города. Они могут объединяться в муниципальный район, в то время как более крупные города образуют самостоятельные городские округа.

В детали нового закона пока нет смысла вдаваться, поскольку при прохождении законопроектов через Госдуму в них могут появиться сотни и даже тысячи поправок, могущих существенно изменить содержание закона. Но общая направленность его очевидна: поставить заслон неэффективному, разорительному и нечестному управлению, создав тем самым предпосылки для реализации подлинного, а не декларативного местного самоуправления.

Сергей ГЛУШКОВ

12

Возврат к списку

Сегодня в областном роддоме в Твери вручили подарки молодым мамам
Рождение ребенка – особое событие, появление малыша на свет в канун Дня матери – праздник двойной. Врачи области за 9 месяцев помогли появиться на свет более 7 000 малышей, в том числе 13 двойням и 2 тройням. У женщин Твери родилось 3 504 ребенка. На этой неделе особо солидное пополнение – более 150 младенцев.
24.11.201720:03
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость