18 Октября 2017
$57.34
67.46
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Импровизации на тему жизни

Импровизация - это джаз. А джаз, по утверждению Евгения Малышева, - идеальная модель общества, в котором люди должны тонко чувствовать друг друга, понимать с полуслова и поддерживать один другого, чтобы в мире царили непрерываемые добро и логика

Импровизация - это джаз. А джаз, по утверждению Евгения Малышева, - идеальная модель общества, в котором люди должны тонко чувствовать друг друга, понимать с полуслова и поддерживать один другого, чтобы в мире царили непрерываемые добро и логика. В обществе так должно быть. В джазе все это уже есть в виде свинга или драйва, создаваемых импровизациями каждого из музыкантов, но звучащих как единое целое. Впрочем, есть это и в жизни самого Евгения Яковлевича, в которой музыка, поэзия, телевидение, наука и даже нынешняя должность «начальник управления по связям с общественностью» - это отдельные периоды, с одной стороны, и те же импровизации - с другой. Результат - сама жизнь до ее сегодняшнего дня, когда Евгению Малышеву исполнилось 60…

«Мы из Калинина!»

В начало этого рассказа очень «просятся» парады на Красной площади, на которых кларнетистом сводного оркестра в течение положенных трех лет был младший сержант Евгений Малышев из Калинина. Тогда легко можно перейти к калининским рок, фольк и арт-группам «Бит-комбо», «Селигер», «Гелиос» и в конце концов, к целому эстрадному оркестру Калининской филармонии под руководством того же Евгения Яковлевича, который в ту пору был просто Женей, а для близких друзей - Малышом. Далее - московский фестиваль молодежи и студентов и Олимпиада-80, на которых Евгений Малышев, уже будучи выпускником режиссерского отделения ГИТИСа, поставил многотысячные шоу с участием Аллы Пугачевой, Иосифа Кобзона и даже балета Большого театра. И, наконец, День города Твери, идея проведения которого родилась в электричке на Москву по ходу беседы незабвенного Владимира Ершова и того же Евгения Малышева, ставшего потом и автором песни, с которой этот праздник начинался. И хотя всем этим рассказ уже и начат, и звучит, однако сам сегодняшний юбиляр свое начало определил так: «Прежде всего были мои бабушка - деревенская певунья и дедушка - гармонист, который даже корову продал, чтобы купить своим сыновьям баян. Без них музыка вряд ли поселилась бы в нашем тверском доме на набережной Степана Разина, в котором я, между прочим, прожил все свои шестьдесят лет (!). А без хулиганистой и вольнолюбивой «разинки» вряд ли в моей жизни появился бы джаз: наши чердаки и подвалы были островками свободы, где мы, шишмари и деши (настоящим калининцам вряд ли надо объяснять, кто это), по старенькому приемнику ловили запрещенную, но такую магическую музыку». Тут вроде можно было бы ожидать и многих деталей уже упомянутых фестивальных и олимпийских шоу, за которые, между прочим, режиссеру из Калинина была обещана Государственная премия, так и оставшаяся обещанием. Однако Евгений Яковлевич самыми значимыми для него событиями тех лет назвал Международный фестиваль джазовой музыки в Таллине, затем Московский джазовый фестиваль и, наконец, итоговое - уже в середине семидесятых ему и его друзьям-музыкантам достаточно было объявить залам и даже трибунам стадионов страны: «Мы из Калинина!», как тут же возникала овация. А в Таллине калининцы не просто победили, но и своими композициями «Афанасий Никитин» и «Левый марш» открыли очень многим, что джаз - это не копирование известных негров, а своя собственная свобода, выраженная музыкой. Причем среди обнаруживших это был и ведущий программы «Час джаза» радиостанции «Голос Америки» Виллис Кановер. В результате весь мир вскоре услышал и саксофон Евгения Малышева, выпущенный в Питере под номером 474. А после московского форума самых свободолюбивых музыкантов не только калининцы мигом расхватали пластинки своего джаз-квартета, а сами джазисты с набережной Степана Разина получили массу приглашений на гастроли даже из Японии. Почему не поехали? И спустя почти тридцать лет Евгений Яковлевич отвечает, не задумываясь: «Считали, что еще не доросли до заграницы. Мы ведь в отличие от многих нынешних стремились не вдоль по карте, а ввысь, потому что уважали и себя, и свою музыку». Почему эта музыка вдруг резко умолкла? И тут ответ Малышева, похоже, готов заранее: «Устали быть не только музыкантами, но и постоянными просителями и добытчиками почти всего». Чувствуете, как наша с вами музыка, начавшаяся с военных маршей, продлившаяся русскими напевами и достигшая фортиссимо под овации огромных залов, вдруг превратилась в тихое и грустное пиано? Наверное, и у нас получился джемсейшн, который сейчас продлится еще одной композицией с такой же сменой ритмов и настроения.

Услышать снег своей Твери

Малышев ощущал, как безжалостное время не столько уносит куда-то его, а значит, и нашу музыку, сколько тянет ее в пучину, из которой все заметнее всплывает то, что хорошо плавает… Смириться проще всего. Он выбрал самое трудное, но продлевающее жизнь и заполняющее ее вовсе не едой и сном. Какая там еда, если сама собой вдруг родилась еще одна песня - «На горушке деревенька - три избушки…»? Какой там сон, если «на носу» очередная сессия на историческом факультете ТвГУ, где даже профессора удивлялись дипломированному режиссеру, вновь ставшему студентом? Да и какой может быть минор, если либо сочинилась, либо отыскалась где-то еще одна разухабистая частушка с непременным матерком (их в коллекции Евгения Яковлевича около десяти тысяч)? Наконец, главное - телевидение, а значит, и мы переходим к стремительному токкато, выражающему и быстрый взлет недавнего телерепортера, и его «планов громадье» уже в качестве одного из «солистов» тверского телевещания. Я хорошо помню и долгий перечень планировавшихся новинок, и взгляд Евгения Малышева при рассказе о них. Это снова был Женя по кличке «Малыш» с незримым саксофоном, фантазирующим так, что и сам себя чувствуешь состоящим из сплошной музыки. Но в декабре 2002 года в уютном кафе на Советской передо мной был не Женя, а Евгений Яковлевич, пальцы которого инстинктивно «перебирали» стаканчик кофе, а сосредоточенный взгляд как будто искал в кофейной гуще ответ на мой вопрос: «Почему ты оборвал и эту свою мелодию?». Сначала прозвучало: «Слушай, старик, а может, не надо об этом?». Потом - чуть более конкретное: «Мечтателем был…». И, наконец, то, на чем он и попросил закончить этот рассказ: «Знаешь, а я ведь недавно защитил диссертацию, став кандидатом психологических наук. Тема «в переводе» с научного - влияние внешних факторов на психику человека. Так вот телевидение - один из них… А что касается якобы прерванной мелодии, то слышишь свет фонарей, белизну снега и молчание прохожих? Разве такое может когда-нибудь прерваться?»

В эту субботу он вновь соберет вместе тромбониста Валерия Цыплакова, гитариста Николая Полянского, пианиста Валерия Соколова, ударника Алексея Бабенкова, контрабасиста Сергея Харева, с которыми тверской джаз и создавался, и звучал не только над Волгой. Придут и Володя Ишиев, и Саша Красоткин, и другие молодые музыканты, которые тоже знают ответ на вопрос: «А что же такое джаз?». Наверное, «нашенская» и прочее будут. Но прежде всего будет их музыка, рождаемая сиюминутными мыслями и чувствами, - так музыканты отмечают и даты друг друга. Разве что саксофон их Малыша будет солировать дольше обычного, рассказывая самое сокровенное о своем владельце и заодно отвечая на журналистский вопрос недавнего собеседника Валерия Яковлевича о главном в его жизни. А что такое джаз - это очень четко объяснил одной из своих поклонниц великий Армстронг: «Мадам, ну как я могу просветить вас в том, что вы должны были узнать от своего сердца?». Добавить можно разве что признание Валерия Яковлевича Малышева: «Это - все, что прожито, чем я живу сейчас и что уже слышится из будущего. А в целом - жизнь ради того, чтобы тебя слышали и другие».

Владимир НЕУГОДОВ

207

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость