29 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

А куколка мертва уже который год

«Трогательно. Местами – до страха, местами – до умиления… Настоящая, качественная, завораживающая выставка… Потусторонние игрушки хочется до бесконечности осязать»…. Это лишь часть отзывов маститых московских критиков об одной из выставок тверитян Инги и Леши Аксеновых

«Трогательно. Местами – до страха, местами – до умиления… Настоящая, качественная, завораживающая выставка… Потусторонние игрушки хочется до бесконечности осязать»…. Это лишь часть отзывов маститых московских критиков об одной из выставок тверитян Инги и Леши Аксеновых.

Аксеновы – художники необычные. В центре их внимания – вещи, которые, кажется, никогда не могут быть предметом художественного осмысления мастера, зажатого в тисках реалистического мировоззрения. Впрочем, с реалистическим искусством Аксеновы знакомы не понаслышке. Алексей учился в «Строгановке», Инга окончила отделение керамики «Мухинки», с 1994 года являясь членом Союза художников России. В сфере их творческих интересов – и графика, и фотография, и керамика, но самое главное – изготовление не совсем обычных, иногда даже шокирующих, но всегда оригинальных кукол. Потому-то каждая из них – настоящее произведение искусства.

По признанию художников, идея создавать куклы пришла во время занятий графикой, которая представляет собой по существу чертежи того, что может стать потом пространственным образом. Первоначально они делали куклы в духе народного примитивизма – такие мягкие игрушки, которые шились детям в русских деревнях. Однако со временем у Аксеновых выработался свой собственный, неповторимый стиль.

Настоящей сенсацией, иначе и не назовешь, стала для Твери выставка Аксеновых «Тибетская книга мертвых игрушек». О ней поэт-концептуалист Дмитрий Александрович Пригов сказал: «Это некое шествие самосшитых мягких игрушек с тонатальными чертами или знаками на мягкой красочной матерчатой поверхности. Род Майка Келли, но без гигантизма и с истинно русским провинциальным теплом». Самое интересное, что игрушки – не обыкновенные собачки и зайчики, а поролоновые скелетики, сидящие за рулем автомобиля или размахивающие косой – символом смерти. И тут же сшитые кладбищенские кресты и прочая атрибутика загробного мира.

«Тибетская книга мертвых игрушек» стала в свое время своеобразным глотком свежего воздуха в художественной жизни Твери. Более того, такое необычное творчество Аксеновых высоко оценили искусствоведы и зрители не только областного центра, но и Москвы. Инсталляция принесла им еще и лауреатство на Всероссийском фестивале современного искусства «Культурные герои XXI века», заключительный этап которого проходил в столице.

Успех каждой последующей экспозиции Аксеновых теперь можно было безошибочно прогнозировать. Но того, что художники устроят в Твери самую настоящую революцию, предсказать не решался никто. Случилось это в прошлом году, когда Инга и Леша представили в одном из выставочных залов города инсталляцию «Аксеновы и чернота». Мотивы, прозвучавшие в «Тибетской книге мертвых игрушек», приобрели в ней более выпуклое и более экстравагантное воплощение.

На этот раз интерес художников, направленный к тому, что буквально находится внутри человека, стал магистральным.… Кисти рук, внутренности человека – от синтепонового кишечника до шелкового сердца, «заспиртованные» эмбрионы, ситцевый глаз с развивающимися нервами – это зрелище не для слабонервных. Особенно если учесть, что сопровождалась эта своеобразная экскурсия по анатомическому театру показом отрывков из, пожалуй, самых кровавых фильмов ужасов итальянского режиссера Лючио Фульчи. Такое сочетание не случайно: на современной выставке обязательно должны присутствовать видео, уже давно ставшее полноценной частью искусства, инсталляция и перфоманс. Так что вовсе не случайными были и покойник, лежавший в центре зала и воскресший в самый неожиданный для зрителей момент, и страшные маски на лицах авторов выставки. Их, как можно догадаться, Аксеновы не покупают, а шьют сами. Как, впрочем, шьют они и якобы засушенных мух и бабочек, которых в рамке на стене от настоящих не отличишь.

Одним из самых последних крупных проектов художников стала экспозиция «Аксеновы(е) Инга–Леша. Про уродов для детей». Недавно она выставлялась в культовом центре современного искусства в Москве – галерее Марата Гельмана.

В экспозиции – уже знакомые нам мягкие игрушки, изображающие компанию живых уродов и коллекцию анатомических препаратов из передвижного паноптикума, или, проще говоря, цирка уродов. Игрушки расположены так, что у зрителя создается иллюзия собственного присутствия в этом необычном цирке. И это при том, что зрительный зал, само собой, лишен кресел, а подсвеченная сцена расположена в его глубине. С нее-то на зрителя и смотрят всевозможные уродцы – безумно красивый франт с тремя ногами, бородатая женщина и симпатичные сиамские близнецы. Дополняют картину мерцающие препараты, расставленные вдоль стен. Они как будто сошли со страниц патологоанатомического атласа, а потому на какое-то время заставляют забывать, что это куклы. И тогда тем более становятся реальными и человечек, который только что побывал в руках патологоанатома, и эмбрион, с которого начинается человек. А между экспонатами – черно-белые фотографии одних и тех же девочек-сестер, старшая из которых в будущем станет автором выставленных кукол. И над всем этим звучат лирические, жизнеутверждающие песни 1950–1960 годов и знакомые многим с детства голоса Марка Бернеса, Майи Кристалинской, Эдиты Пьехи…

Все это, по мысли авторов, направлено на то, чтобы погрузить зрителя в кукольный мир его детства, вернув все то, в чем он якобы нуждался и чего так и не получил. Все три части проекта – игрушки, фотографии, песни – позволяют художникам создать иллюзию пребывания там, где нет негласных запретов на публичность всякого рода уродств, где каждый может сшить себе по купленным в магазине шаблонам такие же или почти такие же куклы, а на все неполиткорректные детские вопросы взрослыми даются рассудительные и нескучные ответы.

В то детство зрителей возвращали также молоко и овсяное печенье, которыми щедро угощали всех пришедших на закрытие выставки. Среди них, кстати, было очень много детей, с интересом изучавших экспонаты паноптикума, ничуть не пугаясь их, а, наоборот, расспрашивая родителей, что это такое. Да, это советское детство, в котором никакие идеологии не могли устранить из сознания ребенка живой интерес к миру. Надо сказать, социалистическое искусство оказало определенное влияние на Аксеновых, которые очень любят советские песни, мультипликацию и кино того времени…

Экспозицией «Про уродов для детей» художники вновь попытались представить публике некую модель мира, окутанную, возможно, не столь утопическим, сколько реально счастливым, хотя и хрупким положением вещей.

Заключительным аккордом выставки стал совместный видеоперфоманс Аксеновых и легенды русского андеграунда Псоя Короленко. Для всех присутствовавших он читал рассказ Владимира Короленко «Парадокс», отлично иллюстрирующий все происходящее в галерее, и, конечно, пел.

Творчество Инги и Леши Аксеновых на зрителей производит всегда огромное впечатление. Еще больше удивляются посетители выставочных залов тогда, когда открывают такие популярные глянцевые журналы, как ELLE, COSMOPOLITEN, Play Boy и многие другие. Материалы в них довольно часто иллюстрируются рисунками Аксеновых, которые, впрочем, ничем не напоминают мертвых, но одновременно живых кукол…

Евгений ПЕТРЕНКО

38

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию