18 Августа 2017
$59.25
69.65
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Экономика 01.06.2010

Прощай, фонд?

Ровно два года назад, в феврале 2001 года, Тверской областной фонд поддержки предпринимательства и инноваций (ТОФППИ) был признан банкротом

Ровно два года назад, в феврале 2001 года, Тверской областной фонд поддержки предпринимательства и инноваций (ТОФППИ) был признан банкротом. В рамках конкурсного управления начался анализ деятельности фонда-должника.
Из истории

Фонд был образован в феврале 1994 года. Согласно уставу его учредителем стала администрация Тверской области. Источниками формирования средств являлись в основном ассигнования из фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, бюджет области, а также доходы и поступления от деятельности самого областного фонда. Фонду было дано право самостоятельно распоряжаться средствами и имуществом.

Основной целью деятельности фонда являлось содействие развитию предпринимательской деятельности на региональном уровне. В 1994–1998 годах исполнительная дирекция, специалисты фонда отобрали, зарегистрировали и проанализировали 130 предпринимательских проектов в различных сферах. Это были 35 проектов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, 58 проектов – по производству продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, 17 проектов касались оказания производственных, коммунальных и бытовых услуг, 15 проектов относились к строительству объектов жилищного, производственного и социального назначения и 5 проектов – к инновационной деятельности.

Итоги? Итоги…

К финалу остаток на расчетном счете фонда, руководимого Сергеем Чельцовым, составлял… 6 рублей 27 копеек. Общая сумма задолженности, согласно реестру требований кредиторов ТОФППИ, была почти в 400 тысяч раз больше ? 2365612,97 рубля. Руководил фондом Сергей Чельцов.

Долг по заработной плате исчислялся в 2000 рублей. А требования частных кредиторов приближались к полутора миллионам рублей и на 95% состояли из задолженности Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства РФ и были подтверждены вступившими в законную силу решениями арбитражных судов г. Москвы и Тверской области. Требования бюджетных кредиторов были в десять раз меньше, но к ним приплюсовывались долги по штрафным санкциям и пеням.

После признания несостоятельности ТОФППИ начались поиски его имущества для погашения задолженности. Но они не увенчались успехом. Активы должника в основном были представлены дебиторской задолженностью, а основные средства – вышедшими из строя компьютерными запчастями, которые после многократных безуспешных попыток реализовать были списаны.

Возможность взыскать дебиторскую задолженность фонда тоже практически отсутствовала, ее поиски признаны экономически нецелесообразными. Комиссии конкурсного управления предстал хаос, запутанность, фрагментарность, а зачастую и отсутствие документации. Вместо долгов получали из судебных органов исполнительные листы на «отсутствующих» должников, заемщиков фонда, их руководителей было не найти.

Возникает вопрос: кого же ссужал фонд и на какие нужды?

В мае 1998 года, например, по договору купли-продажи в ТРФ «Поддержка и содействие» ушло 545,8 тысячи рублей. В отчете конкурсного управляющего значится: «Взыскание произведено, однако перспектив на погашение задолженности не имеется». Такая же пометка стоит против 317, 7 тысячи рублей, ушедших в зачет встречных однородных требований между ТОООИ «Энтузиаст» и ООО «Омега-Тверь». Остались долги «за товар», не возвращенные в фонд «Рефаймом», «Дионитом» (и, видно, останутся, так как эти фирмы не обнаружены, да и были ли они?)

Предпосылки кризиса

Объем средств из областного бюджета на финансирование, кредитование и гарантирование программ, проектов и других мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса (в частности, деятельности областного фонда как его базового звена на региональном уровне) с каждым годом уменьшался. Более того, фактически был на порядок меньше, чем предусматривалось. Финансирование, как правило, имело неденежный характер, производилось зачетами. Совершенно не учитывалось положение, согласно которому неиспользованные фондом в отчетном году бюджетные средства изъятию не подлежали и переходили на следующий год.

Практически финансирование деятельности ТОФППИ осуществлялось лишь за счет кредитов Федерального фонда поддержки малого предпринимательства на условиях срочности, платности, возвратности и целевого назначения по договорам о реализации федеральной и региональной программ поддержки малого предпринимательства. При этом ФФПМП исходил из того, что в Тверской областной фонд будут синхронно поступать средства со стороны учредителя – администрации Тверской области, которая должна была выступить гарантом ГП «ТОФППИ» перед ФФПМП. Общий объем выделенных Федеральным фондом денежных средств составил свыше 1,5 миллиона рублей. Однако в 1999 году малый бизнес лишился своего основного источника поддержки: Федеральный фонд в связи с невозвратом ранее выделенных кредитов и непогашением суммы процентов по ним прекратил кредитование ГП «ТОФППИ».

Фонд сконцентрировал свои усилия в основном на предоставлении платных бухгалтерских, юридических, маркетинговых, консультационных услуг субъектам малого предпринимательства. Вырученные от этой деятельности средства помимо содержания фонда планировалось направить на погашение задолженности перед Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, что было не более чем прожектом.

Все полученные в 1999 и 2000 годах денежные средства были затрачены на собственное содержание, при этом ТОФППИ не только не получил ожидаемой прибыли, но еще и увеличил свои убытки.

В течение этих лет руководство фонда неоднократно ставило в известность координационный совет по развитию малого предпринимательства при администрации области о состоянии дел ГП «ТОФППИ» и, не дождавшись поддержки, обратилось в арбитражный суд, инициировав признание предприятия банкротом.

Учитывая числящуюся за администрацией задолженность по финансированию деятельности областного фонда, было возможно предъявление ей иска о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам фонда. Но доказательств вины администрации нет: отсутствие денежных средств в бюджете области в должном объеме в период 1994–2000 годов вину исключает.

Что дальше?

Какие предварительные выводы по итогам конкурсного управления можно сделать?

ТОФППИ не имеет возможности ни сейчас, ни в будущем погасить свою кредиторскую задолженность самостоятельно. Любые попытки реанимировать деятельность областного фонда будут обречены на провал, так как организационно-правовая форма фонда не соответствует стоящим перед ним задачам и целям. Для реальной эффективной работы подобных образований требуется достаточно большое первоначальное финансирование (не менее 15.000.000 рублей), и не в форме кредитования, а также постоянное ежеквартальное/ежегодное финансирование для осуществления текущей деятельности. При любых обстоятельствах, вне зависимости от политической конъюнктуры, ТОФППИ должен быть ликвидирован.

Однако следует остановиться на том факте, замечает арбитражный управляющий Вадим Бабков, что Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства полагает ответственным за невозврат выданных им ТОФППИ кредитов администрацию области и ставит условием прямую зависимость между наличием данной непогашенной задолженности и дальнейшими контактами с ЛЮБЫМИ организациями нашего региона.

Что же будет дальше? Это надо решать незамедлительно. В январе начавшегося года в Законодательном собрании области прошла первое чтение Программа поддержки малого предпринимательства в Тверской области на 2003-2005 годы. В областной бюджет уже заложены средства на ее финансирование. Но кто будет держателем и распорядителем этих средств? Какая структура возьмет на себя сложнейшие функции и ответственность за реализацию в полном объеме чрезвычайно важной для экономического развития региона Программы поддержки малого предпринимательства?

Маргарита СИВАКОВА

29

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость