26 Апреля 2017
$55.85
60.79
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Александр Вешняков: «Выборы Законодательного собрания области, возможно, пройдут в марте 2006 года»

2004 год - год значительных изменений в российской избирательной системе. Принят закон о назначении губернаторов, реформируется схема выборов депутатов Государственной думы. Изменится ли в связи с этим проведение региональных избирательных кампаний?

2004 год - год значительных изменений в российской избирательной системе. Принят закон о назначении губернаторов, реформируется схема выборов депутатов Государственной думы. Изменится ли в связи с этим проведение региональных избирательных кампаний? Что ожидает Тверскую область на выборах депутатов Законодательного собрания? Как бороться с «черным» пиаром и что нужно сделать, чтобы повысить интерес избирателей к выборам - на все эти вопросы в эксклюзивном интервью «Тверской Жизни» ответил председатель Центральной избирательной комиссии России Александр Вешняков.

- В конце прошлого года активно обсуждались предполагаемые изменения в избирательное законодательстве. Закон «О выборах депутатов Государственной думы» уже принят в первом чтении, однако существенных изменений в основополагающий Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» еще не внесено. Когда и каких принципиальных изменений стоит ожидать, в том числе и по проведению региональных выборов? Для Тверской области это очень важно, поскольку в этом году в регионе пройдут выборы депутатов Законодательного собрания.

- Конечно, изменения в законодательство о выборах надо вносить в комплексе. Именно так мы и подготовили наши предложения по этому поводу. Проект новой редакции закона «О выборах депутатов Государственной думы…» принят только в первом чтении. До 1 февраля собираются поправки от субъектов законодательной инициативы, и, я думаю, еще весь февраль потребуется для того, чтобы проанализировать их. Рассмотрение второго и третьего чтения состоится, видимо, не раньше марта. В ближайшие дни (до конца этого месяца или в начале февраля) Президентом России будут внесены некоторые изменения и дополнения в другие федеральные законы. Прежде всего в закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…», в законы «О политических партиях», «О статусе депутата Государственной думы». В итоге они практически сойдутся в Госдуме по времени рассмотрения.

Какие там изменения? Если говорить о выборах в Госдуму, то здесь суть в реформе этих выборов, потому что предлагается избирать всех 450 депутатов по пропорциональной системе. Правда, это модернизированная пропорциональная система не та, что мы использовали ранее.

Что касается закона «Об основных гарантиях…», то там нет коренной перестройки, она не требуется совершенно, а просто вносятся отдельные уточнения, выстраданные нашей жизнью.

Например. Не секрет, что в течение года наши избиратели голосуют по 4 - 5 раз. Выборы становятся перманентными на территории того или иного субъекта России. Мы изучали эту ситуацию и получали много негативных отзывов, прежде всего от избирателей. Нельзя ли как-то упорядочить систему выборов в России? Мы нашли модель, которая получила поддержку практически во всех регионах. Она сводится к следующему: в году вводится единый день голосования. Время, наиболее удобное для избирателей, второе воскресенье марта. Если на территории субъекта выборы должны проходить в разные месяцы, они объединяются и проходят в этот день. Кроме этого, для дополнительных выборов мы выделяем запасной день - первое воскресенье октября. Это касается выборов в субъектах Российской Федерации.

При этом мы против объединения всех выборов в один день. Это ненормально, потому что избирателям будет сложно разобраться в восьми уровнях выборов (кто куда избирается и с чем идет), кандидатам также будет непросто, избирательным комиссиям тоже сложно организовать этот процесс. Поэтому мы предлагаем объединять в этот день не более трех уровней выборов. Практика доказывает, что это вполне реальная задача.

Из наиболее серьезных изменений - также изменение, связанное с тем, что мы будем отказываться от возможностей юридического оформления избирательных блоков во время избирательных кампаний. Наш анализ показал, что избирательные блоки нередко пытаются ввести в заблуждение избирателей. У ваших соседей в Ярославской области изобрели название избирательного блока «Путина». Якобы это с Путиным не связано, но тем не менее все понимают, что блок «Путина» привлек внимание избирателей потому, что он связан с Путиным. На популярности президента хотели сыграть. В регистрации блоку через суд в конечном итоге отказали, но это яркий пример, как манипулируют названиями блоков, присваивая им популярные имена. Мы полагаем, если политическая партия хочет участвовать в избирательной кампании - участвуй самостоятельно, неси ответственность за это перед своими избирателями сейчас и когда будешь готовиться и выходить на следующие выборы. В то же время это не исключает, естественно, каких-то политических союзов. Соглашение с родственными политическими партиями, которые вместе идут на выборы, вполне возможно. После победы на выборах, уже в парламенте, тоже союз или коалицию можно заключить для проведения своих решений - это вполне возможно, это даже необходимо в некоторых случаях.

Или еще одна позиция, которую мы предлагаем. Нам нужно внести ряд уточнений в вопросы, связанные с открытостью, гласностью подведения итогов голосования. О чем тут речь? У нас в законе сейчас прописана такая формула: вы как журналист или наблюдатель от того или иного кандидата имеете право наблюдать за ходом голосования в день выборов и за подсчетом голосов. После завершения этого процесса вы можете получить заверенную копию протокола участковой избирательной комиссии. Вы сами можете составить протокол и дать на подписание председателю комиссии, или комиссия вам его организует. В результате получилось так, что в большинстве случаев копии готовят сами наблюдатели. Где-то ошиблись, на слух восприняв цифру (37 как 57, например). Председатель избирательной комиссии не заметил этой ошибки, поставил свою подпись и печать. В результате на руках у этого наблюдателя оказался документ, не соответствующий действительности. Потом он начинает его сверять с теми, которые публикуются, и начинаются обвинения в фальсификации выборов и разборки вплоть до судебных исков. Иногда это просто оплошность, а иногда - осознанные действия, которые порождают специальные конфликты на выборах. Поэтому мы хотим прямо записать: выдавать копии протоколов наблюдателям и нести ответственность за эти копии - обязанность участковых избирательных комиссий. На наш взгляд, это избавит от лишних проблем в этом вроде бы очевидном и ясном вопросе.

Я вам рассказал о некоторых изменениях, которые мы считаем необходимыми. В ближайшие дни они будут внесены Президентом на рассмотрение парламента Российской Федерации. Я думаю, по весне этого года весь комплекс изменений в наши законы о выборах будет принято и тогда, зная уточненные правила, можно будет готовиться и к будущим федеральными, и к региональным выборам.

- Возвращаясь к пропорциональной системе на выборах депутатов Государственной думы. можно ли говорить, что, возможно, региональные законодательные органы также в результате будут избираться только по партийным спискам?

- Нет. В этой части мы никаких предложений не делаем, и они никем, я знаю, не планируются. Мы полагаем, что должно сохраниться то, что уже зафиксировано в федеральном законодательстве. Да, действительно, не менее половины депутатов законодательного органа Тверской области должны избираться по партийным спискам. Можно больше - это право регионального законодателя. Здесь дополнительные требования в этой части федеральный законодатель вносить не будет. Единственное, что мы будем предлагать, - это установить максимальный барьер прохождения политической партии в парламент субъекта Федерации. Сейчас планка не установлена. В результате ряд регионов пошли по совершенно неправильному пути. Они стали устанавливать барьер в 10%. Отличились в этом отношении Калмыкия, недавно ввела эту норму, которая еще ни разу не применялась, Москва. Это, с нашей точки зрения, очень опасно, потому что такой высокий барьер может оттолкнуть значительное количество избирателей вообще от желания участвовать в выборах. Да, я симпатизирую определенной партии, которая, например, в районе 7-8% реально наберет. Я участвую, голосую за нее. Но если я знаю, что она 10% не наберет точно, какой смысл мне участвовать в этих выборах? - задаст себе избиратель такой вопрос. Это одна сторона. А другая сторона - получится, что довольно влиятельные политические силы, которые поддерживаются сотнями тысяч человек в том или ином регионе, не будут представлены в органе власти. Они искусственно отсекаются. Поэтому мы хотим предложить, чтобы барьер был не выше 7%. Ниже - пожалуйста, 5% - наиболее оптимальный, но выше 7% для прохождения в региональный парламент не может быть.

- В Тверской области выборы регионального Законодательного собрания пройдут в декабре этого года. Вы знаете, в нашей области будут применены так называемые «открытые» партийные списки. Это положение областного закона вызвало серьезные дискуссии. Насколько, по вашему мнению, демократичны «открытые» списки и какие трудности при проведении выборов могут возникнуть как у избирателей, так и у избирательных комиссий?

- Первое, что хотел бы сказать, я не исключаю возможности, что эти выборы вам надо будет проводить не в декабре этого года, а в марте 2006-го. В связи с предложением о введении единого дня. Если закон вступит в силу в апреле, выборы, назначенные на апрель, май, июнь, состоятся. Но те, что должны быть в декабре, передвигаются, и во второе воскресенье марта 2006 года проводятся выборы ваших законодателей Тверской области. Вам эта новация в случае ее принятия даст больше времени на подготовку к выборам.

Второе, что касается открытых списков. Да, это довольно интересная модель, и, с одной стороны, она более демократичная. Наверное, она более привлекательна и для избирателей, потому что у избирателя голосуя будет право не только сказать, какой партии с каким партийным списком он доверяет больше, но еще и сказать, а кому в этой партии он больше всего доверяет и кого он персонально видит в рядах законодательного органа. Вроде все правильно. Но есть серьезные минусы. И их надо учитывать, чтобы не дать этим минусам разрастись до очень неприятных больших масштабов.

Один из Минусов первый - это совершенно новая форма голосования. И избирателю ее надо очень серьезно разъяснить, чтобы он понимал свое право, свои возможности. С другой стороны, усложняется избирательный бюллетень, и надо, чтобы избиратель увидел всех кандидатов в этом списке. Усложняется выбор для самого избирателя. Здесь надо думать, к этому надо готовиться. Второе, что надо иметь в виду, конечно, усложнится процедура подсчета голосов на участке. Сейчас подсчет голосов с демонстрацией избирательных бюллетеней наблюдателям, выдачей копий протоколов занимает 2-3 часа. А тут будут подсчитывать голоса не только по партиям, но и по каждому кандидату в этом списке. Процесс, наверное, раза в 2-3 может увеличиться по времени. И здесь надо тоже основательно готовиться, чтобы не было никакой путаницы, никакой нечеткости в действиях комиссии, иначе можно потом получить массу жалоб, претензий и даже судебных исков.

Поэтому работа по проведению выборов по открытым спискам требует очень серьезной подготовки со стороны прежде всего избирательных комиссий, со стороны политических партий и большой разъяснительной работы среди избирателей Тверской области. Если вы с этими задачами справитесь и не допустите тех негативных проявлений, о которых я говорю, то тогда это будет вполне работающая система. Все опасения мы высказали вашим законодателям, когда они принимали этот закон, избирательной комиссии и будем внимательно отслеживать все эти процессы. У нас есть предложение ввести открытые списки на федеральном уровне, но мы, я прямо скажу, пока не рискуем их вводить на федеральном уровне, не имея опыта применения этой системы в регионах.

- Много лет в Твери дебатируется вопрос о принципах формирования Тверской городской думы. Согласно Уставу города действует ротация депутатов - каждые два года проводятся выборы половины депутатского корпуса. Насколько, по вашему мнению, оправдан ротационный принцип формирования представительных органов власти?

- Вообще он имеет право на жизнь. Я невнимательно изучал опыт ротационной смены депутатов городского представительного органа, в данном случае Тверской области. Если он своей практикой доказывает, что в целом эффективность работы представительного органа не страдает, он имеет право на жизнь. Вот у ваших соседей в Вологодской области был ротационный характер формирования регионального законодательного органа. Но когда им пришлось вводить пропорциональную систему, они поняли, что у них эта модель не сможет работать, и они от нее отказались. Обязательного требования пропорциональной системы для городских представительных органов не существует, поэтому с точки зрения федерального законодательства ограничений нет. Если у вас есть конкретные претензии к такого рода формированию представительного органа, давайте обсуждать эти претензии. Я пока их не знаю.

- В последние годы много говорится о снижении интереса избирателей к выборам. В минувшем декабре в Тверской области по заказу областной избирательной комиссии было проведено социологическое исследование, посвященное этой проблеме. Одной из причин низкой активности избиратели называли недостаток объективной информации о кандидатах. Той, что распространяют о себе сами кандидаты и их соперники, люди не доверяют и ждут достоверных сведений от избирательных комиссий в большем объеме. Что, по вашему мнению, можно сделать для того, чтобы разрешить эту ситуацию?

- У вас тут два вопроса и утверждение, что снижается активность избирателей. Я могу частично согласиться с таким тезисом. Действительно, там, где особенно административные перегибы применяются на выборах, у избирателей желание участвовать в них отпадает. Кроме этого есть определенное разочарование. Разочарование в надеждах избрать власть, которая все быстро изменит к лучшему в нашей жизни. Но не получилось так быстро. В то же время я сколько угодно могу привести примеров, когда на выборах в законодательные органы власти, местного самоуправления и на федеральном уровне у нас практически нет снижения активности избирателей, если идет нормальный процесс и подготовки, и проведения выборов. Без административных перегибов, без применения «грязных» технологий, без снятия популярных кандидатов через решения суда, труднообъяснимые для населения. Ведь наше предложение о введении единого дня голосования - это в какой-то мере еще и препятствие черным технологиям. Не секрет, что сегодня, поскольку выборы проходят в разные сроки, есть пиар-команды, которые переезжают с одного места на другое, зарабатывая деньги. Так и говорят: «На заработки поехали». Не брезгуя при этом ничем в политтехнологических приемах на той или иной территории. Временщики. И вот поливают грязью, стараясь понизить рейтинг популярного кандидата, партии, блока и продвинуть на этом того, кто оплачивает их труд. А когда будут выборы в один день, невозможно будет ездить по всей России. Так что в этой части единый день совершенно разумен.

Ну а насчет того, что нужно больше информации о кандидатах…. Да, это обязанность избирательных комиссий. В то же время расширять перечень данных о кандидате, которые в обязательном порядке должны доводиться до населения, мы не планируем. Они и так достаточны: это и где родился, и чем занимается, и образование, и, если есть у него, судимости - все это должно быть достоянием известности избирателям. Это обязанность комиссий по закону, который в этой части меняться не будет. Кроме этого, в какой-то мере усиление роли политических партий в избирательном процессе и одновременно их ответственности будет способствовать и большей информированности. Если сейчас партия привела во власть недостойного кандидата, то с нее за это спросят через четыре года, на следующих выборах. Эта ответственность будет заставлять партии более серьезно подходить к подбору кандидатур и вести кампанию не только на негативе по отношению к другим, но и на конструктивной позиции: с чем мы идем к нашим избирателям, что мы предлагаем?

- Вы заговорили про «черные» избирательные технологии. Они, к сожалению, постоянно совершенствуются. Последние выборы в органы местного самоуправления в Тверской области выявили еще одно ноу-хау политтехнологов - скрытый подкуп избирателей. Кандидат нанимает рядовых избирателей агитаторами, заключает договоры, и так называемым «агитаторам» раздает деньги. Что необходимо сделать, чтобы исключить возможность применения такой схемы и подобных махинаций?

- Понимаете, путь запретительства, прописывания всех норм в законе - это, по-моему, тупиковый путь. Все равно изобретательный наш народ и политтехнологи что-нибудь придумают. На мой взгляд, самый эффективный способ - это все-таки гласность и открытость, информированность. Ну что мешает вам, средствам массовой информации, избирательной комиссии, зная, что такая технология применяется в больших масштабах, доводить эту информацию во всей ее красе до избирателей? Что мешает избирателю, узнав об этом, соответствующе относиться к такого рода изобретателям? Что мешает избирателю сказать «фу» гражданам, которые не брезгуют такими технологиями? Ведь не может такая технология проходить без ведома самого кандидата, а он ведь претендует, допустим, в орган местного самоуправления не на месяц, не на два, а на четыре года. Поэтому что вам дороже: 50 рублей, и за это вы готовы пойти на выборы и проголосовать за этого «Петрова» или же вам дороже, чтобы у вас был депутат, глава местного самоуправления, который действительно поможет вам решать социальные вопросы на вашей территории? Что вам важнее: 50 рублей или власть, которая вам нужна? Делайте выбор! Это вопрос еще и политической культуры, правовой культуры. Поэтому я надеюсь, что если мы с вами - избирательные комиссии, средства массовой информации будем - неравнодушны к такого рода технологиям и будем объективно и профессионально работать, выполняя свой долг перед народом (он в том числе и у журналистов существует), то тогда с этими технологиями вполне можно справляться.

- Во многих областях единственной телерадиокомпанией, вещающей на весь регион, является Государственная телерадиокомпания, выходящая в эфир на канале «Россия». Сегодня ситуация такова, что головная компания - ВГТРК - значительно сокращает эфирное время, выделяемое регионам. И на телевидении, и на радио практически не осталось времени на аналитические передачи. Это значит, что региональные избирательные комиссии теперь значительно ограничены в возможностях информировать избирателей. Ваше мнение по этому поводу.

- Насколько я знаю, ситуация заключается в том, что у федерального центра есть определенные проблемы со средствами. Ведь эфирное время надо оплачивать. И они предлагают: мы из федерального центра можем финансировать определенное время. Дополнительное -за плату. Я убежден, в каждом регионе есть своя специфика, особенность, и если лишить его этой специфики в информационных и других передачах на телевидении и радио регионального масштаба, то обеднеет наш гражданин, не получая должной информации. Поэтому здесь надо искать компромисс и с федеральным центром, с одной стороны, защищая право населения на такого рода информацию, но с другой - вашей региональной власти средства на обеспечение эфира, выпуск соответствующих передач. Я думаю, что это важная задача, на которую должны соответствующим образом реагировать ваши законодатели, утверждая бюджет на очередной год, и ваш губернатор в том числе. Ну и представители телерадиокомпании также должны отстаивать эти интересы. Вот тогда, наверное, можно эту задачу решить. А если отбросить все в сторону, то еще раз хотим утвердить свою позицию: конечно, специфика региона должна отражаться в средствах массовой информации. Без этого серьезную работу в регионе вести будет сложно.

- Изменится ли работа избирательных комиссий в связи с принятием закона о назначении губернаторов? Существует мнение, что избирательные комиссии, действующие на постоянной основе, не нужны, поскольку им теперь якобы нечем заниматься.

- Напротив. Думаю, что отсутствие выборов глав исполнительной власти даст возможность сосредоточиться на всех остальных. А их у нас, как вы видите, много. Выборы местного самоуправления, которых стало намного больше, выборы федерального уровня, к которым надо готовиться уже сейчас, для того чтобы не допустить таких ошибок, которые совершила Украина при подготовке и проведении избирательной кампании. Кстати, тоже пример интересный. У них как раз нет постоянно работающих избирательных комиссий на уровне областей.

Кроме этого, мы рассматриваем возможности серьезного включения избирательных комиссий, наших информационных возможностей, связанных с ГАС «Выборы», в работу по учету избирателей России и вообще, может быть, в подготовку электронного регистра населения. Так что здесь мы, возможно, даже новое направление работы откроем в ближайшее время. Сейчас ведутся по этому поводу консультации, переговоры с Правительством РФ. Так что я не думаю, что постоянно работающим избирательным комиссиям угрожает безделье. А вопросы той же правовой, политической культуры? Раньше этим занимались, как вы знаете, партийные органы. А сейчас кто будет решать эти проблемы? Они существуют и очевидны, так что это еще одно поле деятельности для избиркомов. Кстати, ваша Тверская избирательная комиссия активно работает в этом направлении, довольно инициативна, и я думаю, что в этой части некоторым етсь чему у нее поучиться.

- В Центральную избирательную комиссию наверняка стекается информация о выборах, проходящих во всех регионах. Как вы оцениваете организацию и проведение избирательных кампаний федерального, регионального и местного уровней в Тверской области?

- Четыре-пять лет назад, у нас были определенные претензии, и вы помните очень длительные судебные тяжбы по результатам выборов губернатора в Тверской области. Сейчас мы видим определенный прогресс. Значит, ошибки проанализированы, и сделаны соответствующие выводы. Поэтому в основном мы удовлетворены той работой, которую избирательным комиссиям вашей области приходится осуществлять в непростых условиях. У вас были напряженные, очень драматичные выборы губернатора в 2003 году, непростые выборы в местное самоуправление. То, что есть легитимная власть, она работает и пришла в результате процесса выборов, которые организованы избирательными комиссиями, говорит само за себя. Есть легитимность, значит, есть уверенность в своей работе и возможность решать поставленные задачи. Мы желаем, нашей комиссии не успокаиваться на достигнутом, а творчески и ответственно подходить к своему делу и в будущем.

Беседовала Дина САВЕЛЬЕВА

11

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию