20 Февраля 2017
$57.63
61.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Последний полет Гагарина

27 марта 1968 года мир потрясло сообщение о трагической гибели двух Героев Советского Союза, полковников-инженеров космонавта №1 Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина. Накануне этой даты редакция обратилась к члену Тверского городского совета ветеранов войны и труда Игорю Красякову с просьбой о данной публикации

27 марта 1968 года мир потрясло сообщение о трагической гибели двух Героев Советского Союза, полковников-инженеров космонавта №1 Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина. Накануне этой даты редакция обратилась к члену Тверского городского совета ветеранов войны и труда Игорю Красякову с просьбой о данной публикации.

Гагарин и Серегин

После своего легендарного полета в космос Юрий Гагарин окончил Военно-воздушную академию им. Н.Жуковского и был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. В этом ранге он в 1967 году был дублером Владимира Комарова, а летная подготовка и впоследствии входила в его обязанности. В частности, зимой и весной 1968 года он совершил несколько контрольных полетов с инспекторами ВВС, которые оценили его летное мастерство на «отлично». 27 марта 1968 года Юрию Алексеевичу, уже имевшему 152 часа налета, предстояли два вылета на учебно-тренировочном истребителе УТИ-МИГ-15 и два вылета на истребителе МИГ-17, что являлось главным экзаменом на допуск к самостоятельным полетам. Экзамен должен был принимать командир полка Владимир Серегин. Этот ас в период с 1943-го по май 1945 года совершил 200 боевых вылетов, участвовал в 19 воздушных боях, в которых сбил 3 самолета противника. После войны он окончил ВВИА им. Н.Жуковского и занимался испытаниями новых истребителей, включая и МИГ-15. К роковому дню общий налет полковника В.Серегина составлял около 4000 часов, причем за 25 лет службы у него не было ни одного летного происшествия.

Полет вопреки всему

Утром 27 марта погода в этом районе была, прямо скажем, нелетной. Более того, многолетние наблюдения свидетельствовали, что метеорологическая и магнитная характеристики этого дня, как правило, неблагополучны. Тем не менее разрешение на полеты было дано, что затем лишило некоторых военачальников своих постов. К этому нелишне присовокупить такой эпизод: Гагарин, уже сев в автобус, чтобы следовать на аэродром, вдруг обнаружил, что забыл свой пропуск, и вернулся за ним, лишь улыбнувшись в ответ на чье-то: «Возвращаться – плохая примета»…Судя по всему, и он, и Серегин, не раз летавшие в сложных метеорологических условиях, были уверены и в себе, и в своем истребителе, который, эксплуатировался с 1949 года и действительно зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.

Их «борт 625» взлетел в 10.19, резко набрав высоту и сразу же выйдя на заданный курс. В зоне севернее города Орехово-Зуево Гагарин выполнил заданную программой «восьмерку». Затем поднялся на 4200 метров, где выполнил и второе задание, доложив на КП о возвращении на аэродром. Это была 12-я минута полета. После доклада Гагарина связь с ним пропала. На последующие вызовы руководителя полета «борт 625» уже не отвечал. Позже Госкомиссия по свидетельству случайного очевидца установила, что МИГ-15 начал терять высоту вследствие остановки двигателя. Выйдя из нижнего слоя облаков, летчики все же завели двигатель и пытались перевести истребитель в горизонтальный полет. Им не хватило 1,5 – 2 секунд и 150 – 200 метров высоты…Уже после того, как была найдена летная куртка Юрия Гагарина с фотографией Сергея Королева в ее кармане, кто-то вспомнил, что 27 марта – день рождения Алексея Ивановича – отца первого в мире космонавта…

Причина – «какое-то обстоятельство»

Госкомиссия занималась расследованием причин катастрофы с марта по август 1968 года, так и не найдя ответа ни на один из вопросов: как на фоне нормального полета могла сложиться аварийная ситуация, почему она развивалась так стремительно, почему при этом прервалась радиосвязь, что помешало пилотам катапультироваться? В итоге все материалы расследования были засекречены на долгие 18 лет. Но и после их рассекречивания комиссия ЦАГИ, ВВИА им. Н.Жуковского и ряда других научных организаций, проведя повторное расследование, вынуждена была огласить в 1988 году по сути то же заключение: «К невероятному развитию событий могло привести какое-то неожиданное обстоятельство». Впрочем, есть три человека, благодаря которым удалось восстановить картину того полета. Это профессор ВВИА им. Н.Жуковского С.Белоцерковский, а также летчик-космонавт А.Леонов и маршал авиации П.Кирсанов, которые очень помогли профессору получить доступ к документам Госкомиссии. Причем, восстановив картину, он через прессу обратился к коллегам и общественности с призывом вспомнить аналогичные случаи и высказать свои гипотезы и версии причин катастрофы. Большинство последовавших откликов сводились к тому, что Госкомиссия не придала должного значения, возможно, главной версии…

Идти от грозы?

Самый большой в мире дирижабль «Граф Цеппелин» был уничтожен пожаром, возникшим после удара молнии… При старте американского космического корабля «Аполлон-12» в него дважды с интервалом в 16 секунд ударила молния, что привело к ряду отказов в бортовой радиоэлектронной аппаратуре и системе автоматики… Писатель Даниил Гранин, в свое время работавший в институте земного магнетизма АН СССР, в повести «Иду на грозу» очень достоверно описал гибель самолета опять же от удара молнии… Еще Михаил Ломоносов открыл, что в кучевых, грозовых и дождевых облаках существуют мощные заряды разных знаков…Давно установлен и тот факт, что летящий самолет имеет электрический заряд, образующийся за счет трения…

Все это – лишь часть того, что для профессора С.Белоцерковского стало подтверждением гипотезы о мощном ударе молнии в МИГ-15 как причине катастрофы. Причем разряд скорее всего прошел от антенны через высокочастотный кабель и бортовую радиостанцию до шлемофонов пилотов, вызвав их потерю сознания (кстати, первыми догадку о возможной потере пилотами сознания без объяснения причины высказали генерал авиации Н.Каманин и друг Ю.Гагарина военный летчик С.Казаков). При ударе молнии мог заглохнуть и двигатель, повторный запуск которого можно объяснить тем, что летчики пришли в сознание, прервав падение самолета, длившееся 50 –60 секунд, но не успев перевести его в горизонтальный полет…

Послесловие

Юрий Гагарин погиб на 38-й день после блестящей защиты научной работы на тему «Буран-68» – космический корабль многоразового использования», получив при этом предложение работать в научно-исследовательском отделе военной академии. Он предпочел остаться в отряде космонавтов…В день гибели ему было всего 34 года и 18 дней. Как тут не вспомнить, что именно в этом возрасте погибли Валерий Чкалов, известные летчики Сергей Станкевич и Александр Гринчик, а первый испытатель реактивного истребителя БИ-1 Георгий Бахчиванджи погиб в 34 года, именно 27 марта 1943 года. Роковой для знаменитых летчиков возраст? Как бы там ни было, но к разгадке тайны трагедии, о которой идет речь, следует вернуться, проведя тщательное изучение геомагнитной картины того далекого дня в районе катастрофы. Требуемые для этого документы должны храниться в архиве Российской академии наук.

Игорь КРАСЯКОВ

20

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери открылся кабинет социально-бытовой адаптации для подростков с особыми потребностями
Здесь научат сервировать стол, гладить, готовить еду на электроплите, а еще пылесосить, стирать на машинке-автомате и многим-многим важным делам по дому. Тяжелые ментальные нарушения и другие медицинские диагнозы подростка – вовсе не повод опускать руки.
17.02.201720:56
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию