11 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Политика01.06.2010

Бюжет-2004: на грани оптимизма и пессимизма

Законодательная власть вступает в страдную пору - время подготовки бюджета на будущий год. И хотя до получения его первого рабочего варианта остается еще месяц, характер и уровень грядущих проблем уже, можно сказать, определились. Об этом мы и решили расспросить подробнее председателя постоянного комитета по бюджету и налоговой политике Законодательного собрания Е.А.КОРНИЕВСКОГО

Законодательная власть вступает в страдную пору - время подготовки бюджета на будущий год. И хотя до получения его первого рабочего варианта остается еще месяц, характер и уровень грядущих проблем уже, можно сказать, определились. Об этом мы и решили расспросить подробнее председателя постоянного комитета по бюджету и налоговой политике Законодательного собрания Е.А.КОРНИЕВСКОГО.

- Прежде всего, Евгений Аркадьевич, что можно сказать об исполнении бюджета на текущий год?

- 2003 год, как мы и предполагали, оказался непростым. Перераспределение налоговых поступлений происходило не совсем в нашу пользу, так что и доходов в первом полугодии мы получили несколько меньше ожидаемых. Однако образовавшийся дефицит удалось ликвидировать за счет субвенций из федерального центра, так что в целом исполнение бюджета оказалось вполне удовлетворительным. В общем-то нам не пришлось вносить какие-то существенные изменения в закон о бюджете, что само по себе свидетельствует о достижении определенной стабильности и в бюджетном процессе, и в экономике области в целом.

- Будет ли будущий год легче нынешнего?

- Бюджет, конечно, вырастет. Но потребности, к сожалению, тоже растут. Главы районов зачастую стремятся увеличить бюджетную сферу, не всегда продумывая, за счет чего будут ее содержать. Есть смысл поддерживать те бюджетные учреждения, которые реально работают и действительно необходимы. Но так бывает не всегда. Боюсь, что в 2004 году к тому положению, которое было 2-3 года назад, когда бюджет покрывал только половину потребностей. А в 2002 году нам удалось обеспечить примерно 70 процентов от необходимого.

- Однако президент страны, как известно, поставил перед правительством задачу удвоить производство валового внутреннего продукта в течение ближайших нескольких лет. Есть ли, на ваш взгляд, основания ожидать подобного рывка и в нашем регионе?

- Не знаю, не знаю. На нашем уровне, честно говоря, перспектив подобного рывка пока не вижу. Как его можно осуществлять, не меняя морально устаревшего оборудования? А если вкладывать в это все имеющиеся резервы, что будет с ЖКХ, которое на 70 процентов подлежит замене? Да, конечно, пуск третьего блока КАЭС заметно увеличит производство электроэнергии и в какой-то степени расширит налогооблагаемую базу. Но, во-первых, львиная доля этих налогов уйдет в федеральный центр, а во-вторых, в нашей области куда заметнее сказалось бы развитие мелкого производства, потенциал которого в каждом муниципальном образовании достаточно высок. Ориентация на градообразующие и вообще сравнительно крупные предприятия, к сожалению, чревато срывами: стоит одному такому предприятию забуксовать, и районный бюджет сразу начинает испытывать большие трудности. Но условия для развития малого и среднего бизнеса, к сожалению, оставляют желать лучшего.

Я не хотел бы выглядеть пессимистом. В общем, сдвиги к лучшему заметны и в нашей области. Люди стали больше строить дома, покупать бытовую технику, автомобили. То есть уровень социального благосостояния медленно, но растет. Тем не менее оптимизм мой остается осторожным.

- На последнем заседании, когда речь шла о распределении федеральной ссуды на нужды ЖКХ, позиция депутатов-глав очень заметно зависела от того, получил их район долю в этой ссуде или нет. Другие депутаты так за свои территории не переживали. Значит ли это, что с уходом муниципальных руководителей из Законодательного собрания лоббировать интересы территорий будет некому?

- Я всегда был сторонником участия глав районов в законодательной работе. Но федеральные законы, на которые мы должны ориентироваться, становятся, если можно так выразиться, все более вертикальными. И в тех условиях, которые складываются, отсутствие глав среди депутатов скажется не так заметно. Мне гораздо больше не нравится другое - введение 50-процентной партийной квоты. Это чревато серьезным отрывом депутатов от территорий. Партийные депутаты будут вынуждены действовать в интересах партийной верхушки. А с их холма что Весьегонск, что Африка видны примерно одинаково.

- Похоже, что роль муниципальных образований в том же бюджетном процессе вообще будет снижаться.

- К сожалению, это так. По новым правилам с районов будут сниматься все расходы на образование, которые составляют от 20 до 40 процентов их бюджета. Теперь их будет осуществлять областной бюджет. Была идея перевести их даже на федеральный уровень. Где же здесь усиление роли местного самоуправления? Конечно, если бы можно было при этом оставить у районов и городов их доходы, они могли бы решить какие-то свои проблемы. Но откуда тогда возьмет средства на образование областной бюджет? Иными словами, централизация средств хороша, когда она что-то дает дополнительно к тому, что имеется.

- Изменилось ли что-то, на ваш взгляд, в отношениях области и Твери после прошедших здесь выборов?

- Да конфронтации никогда и не было. Другое дело, что слишком заметен был низкий уровень организации городского хозяйства, при котором значительные средства распылялись неизвестно куда, а количество чиновников при этом явно превышало реальные потребности. Новый глава города взялся их сокращать, что, конечно, правильно. Но, на мой взгляд, надо осторожнее обращаться со старыми кадрами. Оптимальное соотношение: 30 процентов молодых кадров, 30-40 - имеющих более или менее солидный опыт и не менее 30 процентов консерваторов старой школы. Тогда дело пойдет. Те опытные работники, которые ушли сами, не пожелав работать с новым руководителем, не правы. А о том, что правильно, что неправильно в действиях вновь избранного главы города, будем судить после зимы.

- К вопросу о возможности экономического рывка: не считаете ли вы, что главный и наименее используемый ресурс и в городе, и в области - природное и культурное наследие?

- Согласен. Ни промышленность, ни сельское хозяйство не имеют в нашей области таких перспектив для развития, как туризм. Но для его развития нужны, во-первых, средства, и немалые, а во-вторых, по-настоящему пробивные люди, которые могли бы двигать такие дела, как, например, реставрация Путевого дворца в Твери. Вот посмотрите, в Вышнем Волочке, в Торжке последние годы всерьез взялись за обновление старинных фасадов, тротуаров, дорог перед историческими памятниками - и центры этих городов стали выглядеть куда привлекательнее. Конечно, это только начало. Для того чтобы дело двигалось, надо смелее отдавать памятники в частные руки - разумеется, с соблюдением всех необходимых условий. Не всех, конечно. Но почему бы не отдать то же Прямухино бакунинским наследникам? Памятник жив, только когда его используют.

- В этом отношении мы с вами единомышленники. Но помимо стратегических есть и более близкие задачи, связанные с тем же бюджетом на будущий год. Что беспокоит вас как руководителя бюджетного комитета более всего?

- Положение с дорожным фондом. Дороги - это жизнь. Уровень экономики, социального благополучия очень сильно зависит от наличия и состояния дорог. Ныне положение с финансированием строительства и ремонта дорог весьма неопределенное и опасное. Акцизы на бензин и нефтепереработку не решили проблемы. У нас общая протяженность автомобильных дорог в два раза больше, чем в Московской области, а средств для их содержания гораздо меньше.

- Владельцы автомобилей считают, что проблему пытаются решить целиком за их счет. Одновременное введение транспортного налога и обязательного автострахования существенно бьет по карманам в том числе и не весьма состоятельных людей. Спасибо депутатам, что они ввели льготы для владельцев подержанных автомобилей. Но как быть тем, кто уже заплатил налог за этот год?

- Проблемы нет. Пишите заявление в налоговую инспекцию, чтобы вернули переплаченное или учли при расчете в будущем году. Этот механизм в нашем решении прописан.

- Это дает мне возможность завершить разговор самым искренним «спасибо».

Беседовал Сергей ГЛУШКОВ

20

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию