03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Здоровье01.06.2010

На распутье…

Сегодня каждый больной перед входом в медицинское учреждение попадает в ситуацию витязя на распутье. У него три, но очень разных пути. Первый - путь терпения, хорошо знакомый всем с советских времен - слушаться, верить, терпеть, молчать. Второй - путь денег: за все платить, но при этом, чтобы не расстраиваться, стараться не вспоминать о том, что помощь в подавляющем большинстве случаев будет оказана ему в том же медицинском учреждении, теми же врачами и примерно на том же уровне, что и в первом случае. Есть и третий путь, который активно используется всем цивилизованным миром. Он основан на знании своих прав.

Сегодня каждый больной перед входом в медицинское учреждение попадает в ситуацию витязя на распутье. У него три, но очень разных пути. Первый - путь терпения, хорошо знакомый всем с советских времен - слушаться, верить, терпеть, молчать. Второй - путь денег: за все платить, но при этом, чтобы не расстраиваться, стараться не вспоминать о том, что помощь в подавляющем большинстве случаев будет оказана ему в том же медицинском учреждении, теми же врачами и примерно на том же уровне, что и в первом случае. Есть и третий путь, который активно используется всем цивилизованным миром. Он основан на знании своих прав. Это путь активного и грамотного использования пациентом того медицинского потенциала, который имеется в государстве.
* * *

Уникальность ситуации в российском здравоохранении - правовая неопытность и неосведомленность как медработников (практически всех уровней), так и пациентов. Если медучреждение еще может противостоять опытному пациенту в медицинской дискуссии, то в правовой, обычно, оно просто бессильно.

Но, как пациенту, так и врачу следует знать, уважать и активно использовать свои права. Это является и условием получения качественной помощи, и фактором экономии сил, времени и денег.

Первыми о правах пациента в 1980 году заговорили сами врачи. С первого взгляда это может показаться странным. Но уже тогда специалисты понимали, что в условиях нарастающей коммерциализации сферы медицинских услуг и стремительного развития медицинских технологий (в том числе и небезопасных) пациент, как потребитель услуг, является очень незащищенным.

К тому времени в профессиональной среде после серьезных исследований накопилось понимание того, как должен действовать врач и пациент при обращении за медицинской помощью. Оказалось, что наилучшие результаты лечения наблюдаются в тех случаях, когда между врачом и пациентом возникают партнерские отношения, основанные на знании прав и обязанностей.

* * *

За последние 12 лет принято более 10 федеральных законов, устанавливающих правовые отношения в системе медицинской помощи, множество подзаконных актов. Только для обеспечения исполнения закона о медицинском страховании принято более 70 документов: от Постановления правительства, Центробанка, до приказов и инструкций Минздрава РФ.

В 1993 году, в Конституции РФ были закреплены основные гарантии, предоставляемые государством гражданам в сфере здравоохранения. Согласно ст. 41 «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». К сожалению, законодатели не захотели или преднамеренно забыли добавить важное слово - качественную медицинскую помощь. Кстати, ни в одном законодательном документе, принятом и в последующие годы, государство ее не гарантирует.

В действующем российском законодательстве партнерская модель отношений «медработник-пациент» установлена как норма. Как конкретно выглядят партнерские отношения, указано в законе, где сформулированы права пациента. Поэтому сегодня при каждом обращении за помощью вопрос ставится очень конкретно - соблюдает ли медицинский работник его права. Те самые, которые и существуют для обеспечения партнерской (взаимоуважительной, цивилизованной) и безопасной модели отношений в сфере медицинской помощи. Если соблюдает, значит, пациент имеет дело с профессионалом, если нет - услуги такого работника по определению относятся к некачественным.

Закон требует соблюдения прав пациента независимо от того, где оказываются услуги: в частном стоматологическом кабинете или в федеральном медицинском центре, и независимо от того, кто взаимодействует с пациентом: санитарка, медсестра, врач, или министр здравоохранения. Права пациента действуют и в сельском здравпункте Сахалина, и в известнейшей московской клинике.

* * *

Каждый пациент в своем арсенале имеет набор из 15 прав, которые закреплены в законодательстве России. Понятие «права пациента» впервые было сформулировано в статьях 30 и 31 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», действующих с 1993 года. Установлено, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2. выбор врача (в том числе семейного и лечащего), с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4. проведение по его просьбе консультаций других специалистов и консилиума;

5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6. сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, а также иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

7. информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8. отказ от медицинского вмешательства;

9. получение информации о своих правах, обязанностях и состоянии своего здоровья, а также право на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13. допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения;

14. непосредственное знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;

15.обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывают медицинскую помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случае нарушения его прав.

Любое из прав пациента - это, одновременно, обязанность (а не благодеяние!) каждого медицинского работника, который выполняет свои профессиональные функции. И если человек в белом халате пытается право пациента нарушить - очень велика вероятность того, что это просто малокомпетентный и недисциплинированный работник, причем небезопасный в таком качестве.

Может сложиться впечатление, что происходит законодательное противопоставление врача и пациента. «Беззащитный» врач и все себе позволяющий пациент. Конечно, это заблуждение. Помочь пациентам, врачам в огромном потоке законов, постановлений, приказов, регламентирующих отношения в здравоохранении, призвана национальная ассоциация защиты прав пациентов, чье отделение открылось и в Твери. О нем мы расскажем в следующих номерах газеты.

Владимир ЯМСКОЙ,

вице-президент национальной ассоциации защиты прав пациентов,

представитель ассоциации в Тверской области

11

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию