27 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Мышь, «клава», объектив

Юбилей – это повод если не для подведения итогов, то для осознания неких перемен, происходящих, впрочем, чем дальше, тем быстрее. С одной стороны, подводить итоги рано – это если говорить о тверском областном фотоклубе, с другой – пора уже осознавать перемены, поскольку в фотографии сугубый академизм не является достоинством

Юбилей – это повод если не для подведения итогов, то для осознания неких перемен, происходящих, впрочем, чем дальше, тем быстрее. С одной стороны, подводить итоги рано – это если говорить о тверском областном фотоклубе, с другой – пора уже осознавать перемены, поскольку в фотографии сугубый академизм не является достоинством, если не считать академизмом следование образцам классической живописи. Нынешняя традиционная выставка областного фотоклуба – сороковая. Сорок лет по официальной традиции не считается юбилеем, но это круглая дата, и потому можно говорить о некоторых «этапах большого пути».

Как любое «техническое» искусство, фотография сейчас развивается даже не стремительно, но неуловимо. Еще полгода тому назад некая «штучка» была чем-то особенным, то сегодня она используется в самых обыденных целях. Сложно не просто освоить эти «штучки» – по-настоящему сложно и почетно использовать их для воплощения художественного замысла.

Главная примета нынешней (как и двух-трех предыдущих) выставки – все меньше черно-белой фотографии. Это естественно: черно-белое становится уделом профессионалов и эстетов, потому как, во-первых, публика (и заказчики) требуют яркости красок, и, во-вторых, черно-белые фотоматериалы нынче неприлично дороги. И будут еще дороже, потому как всегда дорог антиквариат. А как еще назвать черно-белую аналоговую фотографию во времена прогрессирующей цветной «цифры»?

«Цифра», впрочем, наступает. Не потому, что это проще – отнюдь нет. В компьютерной фотографии есть свои «песни и пляски», есть свои сложности. Но есть и свои выразительные средства, что делает цифровую фотографию практически особым видом изобразительного искусства. Не зря многие солидные фотоконкурсы особо оговаривают: не принимаются снимки, обработанные на компьютере. «Цифра» – это нечто отдельное, что должно судить по законам именно этого вида искусства.

Вся эта тирада – о студии «Фарт». В нынешней экспозиции ей выделен отдельный угол – и это правильно: «фартовцы» показывают почтеннейшей публике, что такое современная фотография. Дело даже не в композиции, колорите или выборе тем: одно из главных достоинств этих работ – чисто техническое качество. И не нужно вспоминать довлатовского фотохудожника Михаила Жбанкова, который снимал «Сменой», а в проявителе у него плавали бычки. Это романтично, но неактуально. Студия «Фото-Арт» представила публике отдельную (но в рамках областной фотовыставки) экспозицию, которая отличается от всего остального неуловимо, но вполне явно. При том, что представлены там практически все жанры – от самого что ни на есть классического пейзажа до своего рода коллажей и всевозможных компьютерных композиций. Отличительной же чертой этой экспозиции стало особое отношение к специфическим выразительным средствам – вдумчивое, но при этом весьма вольное.

Как ни странно, ближе всех к «Фарту» в этом смысле оказались не умудренные опытом фотохудожники, а детская фотостудия «Чайка» из Торопца. Понятно, что технических возможностей у них неизмеримо меньше, зато фантазии и той самой вольности – хоть отбавляй. Кроме того, прелюбопытные эксперименты с изображением выставили Екатерина Борисова (весьма необычная по исполнению серия «Собор») и Роман Какоткин. Последний известен как любитель находить своеобразное изящество в мелочах и в тех объектах, где присутствие красоты изначально не предполагается. На этот раз, однако, Роман выступил еще и в роли фоторепортера, представив серию снимков с праздничного шествия. Но и тут он остался верен себе. Уж как только газетные репортеры не снимали шествия и парады, но Рома ухитрился изобрести такие ракурсы и повороты сюжета, что обычная демонстрация превратилась у него в художественный акт. Обычной же репортажной съемки на этой выставке значительно меньше, чем на предыдущих. И показывают ее признанные мастера жанра – Владимир Моисеев, Вадим Дорохин, Лариса Воробьева.

Но большая часть экпозиции – это, естественно, вечные ценности. Владимир Комаров выставил классические парадные портреты, Борис Михайлов – романтические пейзажи, Андрей Паршухин – портреты не столько дам, сколько их причесок. Ну и, конечно, Михаил Андерсон с целым сонмом дам разной степени обнаженности. Жюри к серии «Лучшие фотомодели» отнеслось более чем критически: «Неприлично на областной выставке вывешивать «целую кучу» обнаженных девиц с сексуальными позами». По поводу неприличности с уважаемым жюри можно поспорить. Высоким искусством может стать не только работа в жанре ню, но и откровенная порнография. Неприлично другое – явная и несусветная банальность, которой грешит Михаил, снимая и выставляя каждый год то, что было снято лет за тридцать до него. Ему бы чуть-чуть добавить пафоса – и получилась бы дивная самопародия. Пока же все это просто скучно. В том же жанре, но все-таки не столь скучно продолжает работать Эдуард Бредихин: его прекрасные дамы хотя бы отмечены печатью неких эмоций.

Гораздо интереснее вещи, которые трудно определяются в смысле жанра. К примеру, не то пейзаж , не то натюрморт Андрея Паршухина «Сухое лето» – оказывается, человек умеет снимать не только прически. Или «Аритмия» Алексея Исаичкина – небольшое изменение хрестоматийной композиции превратило ее в очень выразительный сюжет. Невероятно хорош «Игрок» волочанина Александра Кононова – не столько портрет, сколько сюжетный, жанровый снимок с весьма ярким психологическим напряжением.

В последние годы на областных фотовыставках наметилась весьма занятная тенденция – все больше дам берут в руки фотоаппарат и снимают весьма неплохо. Это и Катя Борисова, и Мария Сахно с ее по-хорошему формалистическими снимками «Вода и земля» и «Белая ночь», и манерно-изысканная серия «Белое платье» Алисы Исаковой, и «Фантазии» Насти Моисеевой. Это не столько женская фотография, сколько просто новый взгляд на привычные вещи.

Возможно, именно поэтому областные фотовыставки с каждым годом становятся интереснее – появляется нечто по-настоящему новое, появляются новые имена. Появившиеся технические возможности освобождают фотографа от множества второстепенных занятий, высвобождая время и мозговые ресурсы для чистого творчества. И тут уж результат зависит только от личного таланта каждого.

Автор: Наталья ЗИМИНА
19

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Без грусти и печали встречает Великий пост православная Тверь
О Прощеном воскресении наслышаны и те, кто никогда не ходит в церковь. Уж очень красив обычай в этот день не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и прощать всех обидевших нас, даже если они об этом не просят, и молиться за них.
26.02.201717:28
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию