24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Кредитные истории

Каждый месяц в районные отделения милиции Твери поступает по 10-15 заявлений от граждан, чьи паспорта были украдены. Спустя некоторое время многие из них снова обращаются в РОВД. На сей раз - с просьбой помочь выпутаться из неприятной истории: на их имя приходят банковские извещения о необходимости уплатить кредит за якобы купленные дорогостоящие товары.

Каждый месяц в районные отделения милиции Твери поступает по 10-15 заявлений от граждан, чьи паспорта были украдены. Спустя некоторое время многие из них снова обращаются в РОВД. На сей раз - с просьбой помочь выпутаться из неприятной истории: на их имя приходят банковские извещения о необходимости уплатить кредит за якобы купленные дорогостоящие товары.

Напомним, что сегодня зачастую очень просто оформить кредит прямо в магазине, всего лишь предъявив паспорт. Удобно. Ведь сбор всех документов, которые требует при выдаче товарных кредитов тот же Сбербанк, занимает немало времени. Да и не каждый работодатель предоставит своему сотруднику достоверную справку о зарплате, особенно если эта зарплата «серая». Так что многих покупателей упрощенная система кредитования действительно выручает. Но до какой же степени следует ее упрощать? Ведь паспорт, как видим, вполне может оказаться украденным.

Похоже, в Твери появилась группа аферистов, выбравшая сферой своей деятельности товарное кредитование. Вот примеры их наиболее удачных операций, выявленных за последнее время.

В салоне сотовой связи с легкостью поверили, что «генеральному директору» одной из известных в Твери компаний нужно сразу три дорогих сотовых телефона. Ущерб - порядка 35 тысяч рублей.

Сервисный центр солидной компьютерной фирмы на блюдечке с голубой каемочкой поднес компьютер и комплектующие аферистке, представившейся начальником экономического отдела одного из ведущих тверских предприятий. Ущерб - около сорока тысяч. Кстати, эту торговую организацию «кидают» по той же схеме уже седьмой (!) раз.

Возникает вопрос: не сговорились ли «беспечный» продавец и хитрые покупатели выманить деньги у банка, предоставляющего кредит? Все-таки семь раз подряд быть обманутым уже неправдоподобно. Это сейчас выясняют сотрудники отдела внутренних дел и прокуратуры Заволжского района. Но даже если подозрения беспочвенны, то отношение этого магазина, как и многих других, к товарному кредитованию выглядит по меньшей мере странно.

Во-первых, сами рекламные слоганы, крупно написанные на дверях, словно приглашают аферистов. «Кредит за 10 минут (читай: проверить ничего не успеваем, едва хватает времени составить договор). «Минимум документов» (максимум документов - это действительно отпугнет даже добропорядочного гражданина, который не собирается представлять заведомо ложные сведения о себе. Но есть же «золотая середина».)

Во-вторых, часто торговые организации принимают весьма наивные меры безопасности. Например,.. звонок на работу по номеру, указанному клиентом в анкете. Сотрудник магазина успокаивается, поговорив с сообщником афериста и услышав самые лестные отзывы о его платежеспособности и честности. Впрочем, даже этой мерой зачастую пренебрегают. Шесть кредитов «руководителям предприятий города Кашина» на суммы от 25 до 40 тысяч рублей - и ни одного звонка на эти предприятия.

В-третьих, в некоторых торговых фирмах в компетенцию продавца-консультанта входит оценка адекватности и благонадежности потенциального покупателя по внешним данным. В случае если внешность и поведение клиента доверия не внушают, продавец вправе отказать ему в кредите. Напомним, что мошеннику обычно не составляет труда произвести самое благоприятное впечатление. И выглядит он куда презентабельнее стесненного в средствах нормального студента, для которого кредит - единственная возможность купить дорогую вещь.

Действительно надежная подстраховка - анкета и договор, заполненные покупателем собственноручно. С точки зрения граждан, чьими паспортами пользуются мошенники, замечательно придумано: в случае ЧП графологическая экспертиза не оставит сомнений в том, что истинный владелец паспорта никаких бумаг не писал и товаров в кредит не брал. Так что с него все претензии снимаются. Впрочем, эта мера помогает только в раскрытии уже совершенных афер. (К чести правоохранительных органов следует сказать: никому из потерявших паспорта тверитян «отдуваться» за чужие долги не пришлось.)

В принципе позиция продавцов ясна: надо, чтобы покупатели шли именно в этот магазин, а не в соседний. Для этого можно сделать скидку на дорогостоящие товары. А можно наоборот - не трогать цены, но максимально упростить процедуру получения товарного кредита. А что скупой платит дважды - в это никто не верит, пока не обожжется. Особенно если рискует не своими, а банковскими деньгами. Как выяснилось, сотрудники многих торговых фирм уверены: в случае если клиент откажется выплачивать кредит, они ответственности не несут. Мол, все серьезные меры по проверке кредитных историй должен принимать банк.

Ошибаются. Уже есть прецедент: банк предъявил претензии к сотруднице салона сотовой связи, заключившей кредитный договор с аферистом. Девушка оформила кредит по предъявлении паспорта умершего. Остается только посочувствовать продавцу: она-то ведь никакой «особо злостной» халатности не проявила. Просто выполняла свою работу так, как это принято среди большинства ее коллег.

В правоохранительных органах считают, что организациям, занимающимся товарным кредитованием, пора предоставлять доступ к базе данных по украденным и утерянным паспортам. Это значительно усложнило бы жизнь мошенникам. Также милиция и прокуратура предупреждают граждан: не стоит постоянно носить паспорт с собой, а тем более показывать его незнакомым людям. Патрули, интересующиеся документами «подозрительных» лиц, не появлялись на улицах нашего города со времени последнего «Антитеррора». И ни в коем случае нельзя оставлять паспорт в залог (кстати, это абсолютно незаконно). Особый разговор о фотографиях в наших паспортах. Мелкие, черно-белые, часто не похожие на оригинал. Так что если между настоящим владельцем паспорта и мошенником есть хотя бы поверхностное сходство - риск попасться минимален. Перед служащим кредитного отдела крупного магазина за день проходят десятки людей. «Глаз замыливается», и заметить разницу между фотографией и «оригиналом» непросто. «Мне показалось - тот же человек, только постарел да прическу изменил» - примерно так объясняют свои промахи обманутые продавцы.

Наученные чужим, а то и собственным горьким опытом владельцы и директора магазинов начинают изобретать собственные меры защиты от мошенников. Простейшая - повышение первоначального взноса по кредиту до 60-70 процентов стоимости товара. Кстати, цены в таких магазинах заметно выше - видимо, в них закладываются все возможные риски. Не лучший вариант для покупателя.

Также все больше распространяется схема, когда магазин устраняется от процедуры оформления кредита. Просто заключается договор, согласно которому покупатель заказывает в магазине мебель или домашнюю технику. С этим договором он отправляется в банк. А там уже решают, предоставлять ли кредит на эту покупку. Для продавца безопасно. А для покупателя довольно хлопотно.

Но ведь есть фирмы, обслуживанием в которых покупатели довольны, а мошенники туда и на пушечный выстрел не подходят. Эти магазины отличаются не жесткими условиями кредитования и супернавороченной системой слежения в торговом зале, а творческим подходом к разработке мер безопасности. Например, продавец просит, если есть возможность, показать еще один документ, удостоверяющий личность: зачетку, пенсионное свидетельство, водительские права. Необязательность этого условия - только иллюзия. О клиенте, отказавшемся предъявить второй документ, сразу сообщают в службу безопасности банка. А там его проверяют вдвое тщательнее, чем остальных.

Еще можно, к примеру, в последний момент перед подписанием договора сообщить, что товар будет бесплатно доставлен по указанному в анкете покупателя адресу. Если тот отказывается - возникает вопрос: почему покупатель не хочет «засвечивать» свое местонахождение? И вообще чей адрес указан в анкете?

Также удваивается бдительность по отношению к людям, оформляющим кредит на возможно более долгий срок при нулевом первоначальном взносе. Переплата в таких случаях - почти вдвое. А добропорядочный гражданин редко приходит за крупной покупкой совсем без денег. И, естественно, интересуется, нет ли варианта, чтобы проценты были поменьше, пусть даже с большим первоначальным взносом. Ну а если кто-то хватает самую дорогую вещь на самых невыгодных условиях - тут есть над чем подумать.

И, конечно, солидный магазин рад предоставить в торговом зале рабочий столик представителю банка. Выигрывают все: продавец снимает с себя ответственность за возможные ЧП, покупателю не надо мчаться в банк, а работник этого самого банка получает дополнительную возможность проверить благонадежность клиента любым из перечисленных способов.

Возможно, подобный стиль работы следует перенять и остальным магазинам. Оформить кредит за десять минут по одному-единственному документу при таком подходе вряд ли удастся. Но это ли главное конкурентное преимущество? Ведь потратить лишние час-другой в предвкушении долгожданной покупки не так уж и неприятно. Особенно по сравнению с необходимостью бежать в милицию, если твое имя вдруг оказалось в неизвестно кем подписанном кредитном договоре.

Маргарита ВАСИЛЬЕВА

21

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Пожар в Детской областной клинической больнице в Твери обошелся без жертв
Возгорание произошло в первом часу ночи, 24 февраля. Огнем занялась кровля детской областной больницы, что на улице Степана Разина в столице Верхневолжья. Слава Богу, никто из детей и персонала не пострадал.
24.02.201713:34
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию