18 Августа 2017
$59.25
69.65
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

В небе - тверские асы

В начале оборонительных операций в июле 1942 года в составе военно-воздушных сил Сталинградского фронта имелось 560 самолетов различных типов. Из них 46 процентов уступали по своим летно-техническим характеристикам самолетам противника

В начале оборонительных операций в июле 1942 года в составе военно-воздушных сил Сталинградского фронта имелось 560 самолетов различных типов. Из них 46 процентов уступали по своим летно-техническим характеристикам самолетам противника. Основными истребителями были «И-15», «И-16», которые летчики любя называли «ишачок». Эти истребители хорошо себя показали в боях с «Мессершмитами» в 1937 году в Испании, где их называли «чато» (курносый). Несколько меньше было истребителей «И-153» («Чайка»). Наши истребители обладали высокой маневренностью и в руках умелых пилотов были грозным оружием.

У противника самолетов было в двое больше (1200 единиц) и более современных моделей («МЕ-109», «ФВ-190», «АИ» и др.). Гитлеровские пилоты и наземные службы имели уже трехлетний боевой опыт. Многие самолеты имели радиосвязь.

В условиях боевых действий лета и осени нашим авиаторам пришлось вести тяжелую борьбу: частые перебазирования (войска отступали), трудности в снабжении, недостаток самолетов, опытных пилотов и др. Но наши летчики не дрогнули перед лицом сильного врага и вели борьбу смело и отважно. Ежедневно каждый пилот по 5-6 раз вылетал на боевое задание: перехватывали и уничтожали бомбардировщики «люфтваффе», сами наносили бомбовые удары, вели фоторазведку и воздушные бои. По данным архива МО СССР, ежедневно по 15-20 боев с участием до 50-60 самолетов с обеих сторон.

Особенно напряженная борьба развернулась в небе Сталинграда. Главным стало отражение вражеских бомбардировщиков. А их ежедневно налетало до 200-300 и более.

Летчики-уроженцы тверской земли принимали активное участие в Сталинградской битве. Восемь из них были удостоены высокого звания Герой Советского Союза, а Алексей Алелюхин - дважды. Не без труда удалось установить их имена.

Алексей Алелюхин родился в с. Кесова Гора. После окончания семилетки работал на фабрике в Москве и учился летать в аэроклубе. С 18 лет добровольно вступил в Красную армию и за два года до начала войны окончил Борисоглебскую школу пилотов им. Валерия Чкалова. Проходил службу в Одесском военном округе. Здесь в первый день войны он совершил первый боевой вылет и сбил фашистский Хе-III. А после приземления чуть не попал под военный трибунал, так как был приказ Г.Жукова «Огонь не открывать!»

Но все обошлось. Всю войну А.Алелюхин воевал в истребительной авиации и прошел путь от Сталинграда до Берлина. На счету нашего героя-земляка шестьсот боевых вылетов, 258 воздушных боев, лично сбил 40 самолетов врага и еще 17 - в групповых боях.

Григорий Данилов родился в Бологовском районе (с. М.Лошаково). В 1936 году переехал в г. Ленинград, где работал слесарем и учился в аэроклубе. За три года до начала войны уже был старшим пилотом штурмовой авиадивизии. Имел бойцовский характер («не обороняться, а наступать!»). Командующий 8-й воздушной армией Т.Хрюкин, представляя Данилова на звание Героя Советского Союза, назвал его «смелым воздушным бойцом». В битве за Сталинград Г.Данилов совершил 58 боевых вылетов, его «летающий танк» (штурмовик «ИЛ-2») уничтожил 47 автомашин, 5 самолетов в воздухе, две зенитные батареи, 16 танков и много живой силы противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 1 мая 1943 года. Наш земляк после войны 22 года летал командиром корабля в Северном управлении ГВФ.

Василий Савельев - летчик-истребитель, родился в Старицком районе (д.Денисиха). Прошел всю войну с первого дня до Победы. Первый бой - на западной границе. Но особенно ему запомнились жаркие схватки с врагом на дальних подступах к Сталинграду. Приходилось вести бои порою с 5-6 самолетами врага. На сон оставалось по 3-4 часа в сутки.

На 10-е сутки после начала наступления немцев на Сталинград старший лейтенант Савельев в группе семи «И-16» встретил 54 немецких бомбардировщика, которые шли тремя эшелонами. Наши отважные «курносые» пошли в атаку и сбили четырех. Остальные сбросили бомбы в степь и ушли на запад. Еще в двух атаках были сбиты 7 самолетов врага. Савельев в этом бою «завалил» два бомбардировщика. В этот день полк еще шесть раз поднимался в бой. Итог - на земле 34 поверженных врага, у наших - один подбитый истребитель «И-16». Василий Савельев в боях под Сталинградом, на Курской дуге, в Белоруссии и Германии совершил 470 боевых вылетов, лично уничтожил 21 самолет противника и шесть в группе. В один день с Г.Даниловым ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Василий Борисов - уроженец Калязинского района (с. Гора-поневец) после окончания Тамбовской школы пилотов в 1935 году летал в качестве командира на тяжелых бомбардировщиках «ТБ-3», «ТБ-7». В начале войны освоил могучий «ИЛ-4» и с 1942 года - на фронте. На этом великолепном самолете Сергея Ильюшина он в 1942 году бомбил Берлин, Данциг, Бухарест, Варшаву. Опытный пилот в битве за Сталинград прославился не только бомбежками врага. По его инициативе техники приспособили «ИЛ-4» для десяти 100-килограммовых бомб и трех «пятисоток». Сам С.Ильюшин прилетал осмотреть эта новшество. Одобрил. Рационализация Борисова была одобрена командованием и очень пригодилась в битве за Сталинград. Всего он провел более 300 боевых вылетов. Перед Новым, 1941 годом (31 декабря 1942 г.) ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже этот легендарный тверитянин почти 40 лет служил в дальней авиации, не раз летал на Северный полюс и в Антарктиду. Награжден многими орденами и медалями СССР.

Владимир Константинов родился в Лихославльском районе (с.Нигерово), с детства мечтал об авиации. Закончив Чкаловское военное училище, попал служить в полк, основным самолетом которого был Ц-2 («кукурузник»). А мечтал о штурмовике ИЛ-2… С мая 1942 года - на Сталинградском фронте. Освоив в совершенстве пилотаж немудреной юркой машины (У-2), Константинов наносил фашистам большой урон. За сбитый У-2 немцы платили своим летчикам 2000 марок, а за бомбардировщик - всего 1000 марок. Недаром немцы в начале войны посмеивались: «рус-фанер». Но в битве за Сталинград уже боязливо говорили: «Ночные ведьмы!». По инициативе Владимира сброс ПДММ (парашютно-десантный мягкий мешок) с продуктами и боеприпасами нашим окруженным войскам на берег Волги летчики У-2 стали производить с высоты всего 30-40 метров. И ПДММ приземлялись точно . 330 боевых вылетов на защиту Сталинграда… Но упрямый тверитянин добился своей цели и переучился на штурмовика. На ИЛ-2 он, как и его родная сестра Тамара, бил фашистов до конца войны. Оба (брат и сестра) стали Героями Советского Союза. Редчайший случай!

Василий Балашов - уроженец г. Ржева, завоевал славу удачливого фоторазведчика. Закончив Луганскую авиашколу, он прошел всю войну от первого дня до Победы. В Сталинградской битве прославился тем, что сфотографировал 14400 квадратных километров территории врага, вскрыл подход резервов противника к городу, накапливание сил фашистов в районе Калача, Морозовской, Котельниково. Не раз за ним гонялись «мессеры». Но ни одному немецкому асу сбить его не удалось. Хитрый и опытный ржевитянин в каждом вылете выходил победителем. Родина высоко оценила его подвиги: В.Балашов - Герой Советского Союза, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Александра Невского, многих медалей.

Петр Бочин родился в д. Кресты (Рамешковский район). Учился летать в Калининском аэроклубе. Затем Ворошиловоградская школа пилотов. С первого дня войны - за штурвалом бомбардировщика. Герой Сталинграда, освобождал от фашистов Украину и Белоруссию. А после Победы участвовал в войне с Японией. Полные 25 лет отслужил в авиации. 1 ноября 1943 г. присвоено ему звание Герой Советского Союза. Награжден орденами и медалями СССР.

Северьян Тимофеев - уроженец Кувшиновского района (д. Кунилово). Штурман бомбардировщика воевал под Ржевом, защищал Москву, Сталинград. Бомбил Хельсинки, Турку, Яссы Чоп. Участвовал в войне с Японией. 13 лет прослужил в дальней авиации. 29 июня 1945 г. присвоено звание Герой Советского Союза.

Эти летчики-тверитяне вместе с другими защитниками Сталинграда - слава нашей тверской земли.

Игорь КРАСЯКОВ, ветеран Вооруженных Сил

186

Возврат к списку

Сомнений нет: Речной вокзал в Твери восстановят
Зданию Речного вокзала, частичное обрушение которого произошло 7 августа, будет возвращен исторический вид. Об этом заявил губернатор Игорь Руденя в ходе общения с журналистами после заседания регионального правительства, прошедшего в минувший вторник.
16.08.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость