31 Марта 2017
$56.38
60.6
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

«Каприз» Олега Лаврова

В очередной, шестьдесят первый, сезон Кимрский государственный театр драмы и комедии «въехал» на «Трамвае «Желание».

В очередной, шестьдесят первый, сезон Кимрский государственный театр драмы и комедии «въехал» на «Трамвае «Желание». Не на самом, честно говоря, современном «средстве передвижения», поскольку до банального известная пьеса Тенесси Уильямса изрядно «заезжена» за более чем полувековую историю своего существования.

Впервые эта знаменитая пьеса была поставлена еще в 1947 году Элиа Казаном, с Марлоном Брандо в главной роли. Спустя четыре года вышла экранная версия «Трамвая «Желание» (лучшая лента, снятая по произведениям великого драматурга) с тем же Брандо и Вивьен Ли (в роли Бланш), где беспомощность красоты была сыграна так трагично, что стала смыслом гениальной драмы. С той поры подобная трактовка «Трамвая…» варьировалась, но существенно не менялась.

И все же Олег Лавров попытался по-своему увидеть современный мир в ее расплавленном дождем «трамвайном» окошке.

Разумеется, зрительское восприятие спектакля – процесс сугубо индивидуальный. Сверять, как часы, свои впечатления с иными – занятие неблагодарное. Однако рискну предположить, что подавляющая часть зрительного зала испытала «под занавес» единое чувство сострадания к героине. Примечательно, что проявилось это чувство лишь к финалу спектакля, хотя Бланш Дюбуа с первого же своего появления на сцене предстала откровенно несчастной. Тяжелый каток судьбы уже основательно прошелся по ней, расплющив мысли, чувства, слова. Ее жизнь, разорванная в клочья, символически зафиксирована на сцене во множестве невидимых мелких лужиц, ничего, кроме раздражения и неудобства, у прохожих не вызывающих. Но не всем удается их перепрыгнуть или обойти стороной.

Стелла (сестра Бланш) со своим мужем и другом семьи Митчем невольно расплескали эти последние капли «сырой жизни» изломанной, опустошенной, опустившейся женщины. И последнюю ее наивно-трогательную фразу («Я всю жизнь полагалась на доброту первого встречного») навсегда поглотил монотонно равнодушный шум бесконечного дождя.

И все-таки я не стал бы искать в образе героини погубленную грубой силой душевную чистоту и красоту. При всей утонченности и культуре в Бланш слишком силен зов плоти. Повышенная, мягко говоря, чувственность – одна из причин ее несчастий задолго до роковой встречи со Стенли Ковальским и трагической развязки. Явные клинические аспекты в характере героини, на мой взгляд, значительно снижают потенциальную трагедию, порою доводя ее до уровня психопатологии.

Предвижу, что многие читатели, знакомые с этой пьесой, внутренне воспротивятся такому утверждению. В самом деле, традиционно она воспринималась как «мятеж убожества против полноценности, греховности (в евангельском, а не эпикурейском смысле) против добродетели, индивидуальности («свой каприз» по Достоевскому) против гордого индивидуализма» (М.Туровская).

Но в том-то, по-моему, и состоит «свой каприз» Лаврова, что он делает акцент не на этих нравственных категориях, а фокусирует внимание на почти физическом противостоянии силы и слабости, жестокости равнодушия и беззащитности отчаяния. В таком обобщенном и, если хотите, обезличенном виде эти понятия призваны «расконсервировать» в душе у зрителя дефицитные ныне чувства участия и сострадания к падшим.

Режиссерская воля в кимрском спектакле абсолютна. В данном случае говорить об удачной (или неудачной) игре актеров – все равно что анализировать достоинства скальпеля в руке хирурга.

Тональность спектакля строго подобрана по камертону дождя, шум которого то усиливается, то становится глуше, но ни на секунду не умолкает. Ощущение промозглой сырости столь велико и реально, что невольно поеживаешься в кресле и жалеешь об оставленном в гардеробе театра зонтике.

Речь персонажей рассеянно монотонна, слова не столько произносятся, сколько проигрываются в бесконечных мизансценах, четко продуманных и выстроенных режиссером. Лавров в своей работе полностью отказался от привычной русскому слуху повествовательности. Его «Трамвай «Желание» напоминает комикс, но не смешных, а трагических сюжетов. Перед нашими глазами как бы возникают живые картинки на фоне черной бликующей гаммы безжизненного пространства сцены. И каждая такая картинка самоценна сама по себе.

Однако это фрагментарность единого, художественно завершенного полотна.

Олег Лавров в этой работе полностью раскрепостился, дав безграничную волю творческой фантазии и своим режиссерским амбициям. Подобно алхимику, он смешивает доступные ему театральные элементы, пытаясь вывести свою эстетическую формулу зрелища, не без риска предложенного зрителям.

Признаюсь, я с некоторой тревогой ждал реакции кимрской публики. Она на удивление была благодарной. Зрители аплодировали стоя. Кто-то не скрывал слез. Интеллектуальная задачка режиссера разрешилась на подсознательном, сердечном уровне. «Каприз» Олега Лаврова удался – призыв о милости к падшим был услышан.

Автор: Виктор ЧУДИН
57

Возврат к списку

В армию на три дня | В Твери прошли учебные сборы юнармейцев
В Твери на территории военной части 31056 прошли учебные сборы. Кажется, обычное дело – строевая, физическая, огневая подготовка, ориентирование на местности. И все же они были особенными.
29.03.201720:59
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию