27 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
P.S.01.06.2010

О войне не говори, а молчать не в силах - пой

Каждый относится и понимает Великую Отечественную войну по-своему. Для ученых важны исторические факты и документы в осмыслении войны, для ее участников - реальные ситуации, свидетелями которых они стали на фронте

Каждый относится и понимает Великую Отечественную войну по-своему. Для ученых важны исторические факты и документы в осмыслении войны, для ее участников - реальные ситуации, свидетелями которых они стали на фронте. В народном сознании свое понимание событий 60-летней давности. Об этом рассказывает книга «Фольклор Великой Отечественной войны», вышедшая в Твери накануне юбилея Победы.

«Фашисты хотели в Москву в гости, а оставили под ней кости» - так описал русский народ свое понимание войны. Подобные поговорки бытуют уже несколько веков - их записывал Даль. В одном из «народных стихов» о войне 1812 года сказано:

Летел гусь в гости,
Не знал, что оставит свои кости…
Таким образом, отношение к войне в народе не имело ничего специально «советского». Это и показывает книга, увидевшая свет. Основной раздел ее занимают собственно произведения устного народного творчества о Великой Отечественной войне, в разное время записанные в Тверской области. И уже здесь мы видим, что в таких экстремальных для человека условиях народом вспоминаются не только отдельные песни (например, рекрутские и солдатские песни XIX века), но и целые жанры. Частушка всегда изображает жизнь с некоторой лихостью и задором, поэтому даже самые трагические события войны приобретают в ней такую же окраску:

Ехал Гитлер на машине
В партизанские леса,
Подорвался он на мине
И взлетел на небеса.

Песни о Великой Отечественной войне несут в себе лирический и героический пафос. Жестокие романсы, созданные в 1941-1945 годах, равно как и созданные в другое время, - это носители трагического и сентиментального пафоса. Лучшие произведения периода Великой Отечественной войны интересны для нас тем, что в них нет ничего временного. В них мы найдем то, что волновало и будет волновать людей всегда. Были сложены песни о подвигах партизан, но главными все равно оставались песни о доме, о любви:

Рассказать вам, подружки,
Про несчастье про мое?
Вы знавали ль, подружки,
Дружка прежнего мово?
Экий бравый, разудалый
Отличился на войне,
Положил милой головку
На чужой на стороне…

Конечно, народная эстетика весьма специфична. Вот маленькая легенда, опубликованная в книге, она была записана в Осташковском районе: «Перед войной на Селигер приезжал отдыхать Гитлер. Недалеко от деревни Заплавье он стал тонуть. Местные рыбаки спасли его. Когда началась война, он заявил: «Заплавье не бомбить. Здесь живут люди, которые спасли мне жизнь». Это обычная для народного сознания попытка объяснить странное явление, которому не находится никакого рационального толкования. Вряд ли сами люди, сочинившие эту легенду и передававшие ее потомкам, верили, что Заплавье посетил Гитлер и чуть было не утонул в Селигере.

В книгу «Фольклор Великой Отечественной войны» вошли также произведения самодеятельных авторов, устные рассказы о войне. В них, как и в песнях, народ видит войну совсем не такой, какой рисовала ее советская пропаганда. Именно поэтому долгое время военный фольклор, собиравшийся исследователями, не мог быть опубликован.

Евгений ПАНТЕЛЕЕВ

9

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Без грусти и печали встречает Великий пост православная Тверь
О Прощеном воскресении наслышаны и те, кто никогда не ходит в церковь. Уж очень красив обычай в этот день не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и прощать всех обидевших нас, даже если они об этом не просят, и молиться за них.
26.02.201717:28
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию