26 Июля 2017
$59.82
69.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Трагедия вместо мюзикла

Такое странное переплетение судеб. Два тверитянина учились в одном музыкальном училище, независимо друг от друга поступили в ГИТИС, в общежитии жили в комнатах напротив. Оба женились на актрисах, вместе работали в детском столичном театре «Экспромт», а затем получили ведущие роли в мюзикле «Норд-Ост». Андрей Богданов, исполнитель главной роли Саньки Григорьева, и Алексей Россошанский, по постановке лучший его друг Валька Жуков, в тот печально известный вечер вышли на сцену Театрального центра на Дубровке

Такое странное переплетение судеб. Два тверитянина учились в одном музыкальном училище, независимо друг от друга поступили в ГИТИС, в общежитии жили в комнатах напротив. Оба женились на актрисах, вместе работали в детском столичном театре «Экспромт», а затем получили ведущие роли в мюзикле «Норд-Ост». Андрей Богданов, исполнитель главной роли Саньки Григорьева, и Алексей Россошанский, по постановке лучший его друг Валька Жуков, в тот печально известный вечер вышли на сцену Театрального центра на Дубровке…

Небо не слишком высоко

Детской мечте Андрея - закончить вокальное отделение Тверского музыкального училища - не было суждено сбыться. Его просто не приняли, аргументируя это тем, что период юношеской ломки голоса у него еще не прошел. Правда, надежду все же оставили: «Отучишься два года по классу фортепиано, а потом переведем тебя на вокальное отделение», - пообещали ему. «Но меня обманули, - говорит Андрей. - Взыграл юношеский максимализм: когда понял, что переводить меня никто не собирается, сразу же забрал документы». После службы в армии последовала вторая попытка взять бастион под названием «вокальное отделение», причем на этот раз закончившаяся успешно. Но встреча с Игорем Бертманом, руководителем столичного и тогда еще малоизвестного театра «Геликон», приехавшего в Тверь, перевернула всю его жизнь.

- Молодой был, дерзкий, попросил Игоря прослушать меня. Он и посоветовал поступать в ГИТИС, на курс, который набирала его знакомая. Ехал в Москву, не испытывая каких-либо иллюзий по поводу своих вокальных способностей. Просто испытывал судьбу. И поступил.

Закончив народное отделение музучилища, Алексей Россошанский честно пошел исполнять свой воинский долг перед Отечеством. И тут ему не пришлось выпустить из рук инструмент: служил при оркестре университета ПВО. После армии молодой преподаватель игры на баяне получил распределение в детскую музыкальную школу поселка имени Крупской. «Через полтора года я понял: нужно было идти дальше, было уж очень скучно, и решил попробовать поступить в ГИТИС. Шансов у меня практически не было. Я бы даже не стал переживать, если бы провалился, но, как ни странно, конкурс прошел». После этого жизнь Алексея повернулась на сто восемьдесят градусов. «Как-то вычитал фразу: «Небо не слишком высоко». Оказывается, то, что поначалу кажется чем-то недосягаемым, на самом деле гораздо ближе», - говорит он. В 1999 году выпускника ГИТИСа приглашают в первый в России англоязычный мюзикл «Страна завтрашнего дня», просуществовавший, впрочем, недолго. После участия в этом проекте для Алексея настали трудные времена. «Тогда у нас родилась дочка Яна и, чтобы прокормить семью, я брался за любую работу. В принципе вопрос стоял так: либо ты уходишь в бизнес и получаешь хорошие деньги, либо остаешься актером и перебиваешься с хлеба на воду». Россошанский профессии не изменил. Осенью 2000 года он приходит на первое прослушивание в новый и совершенно неизвестный проект «Норд-Ост».

Два капитана

«С Андреем Богдановым получилась забавная история. Мы вместе работали в детском театре «Экспромт». Пройдя кастинг в «Норд-Ост», я долго пытался уговорить и его сходить на прослушивание, - рассказывает Алексей. - И тут он мне задает вопрос:

- Надеюсь, на английском петь не нужно?

- Нет, это твое: споешь «Широка страна моя родная» или «Солнечный круг».

«В тот момент у меня был так называемый предновогодний период «елочек», - говорит Богданов. - Актеры такую возможность заработать не упускают. Мне даже ради этого пришлось уйти из театральной труппы. А тут Алексей со своим настойчивым предложением. Тем более что с моим рязанским акцентом в английский мюзикл пробоваться было бесполезно. В школе мне преподавали немецкий, и единственное, что я выучил, - это одну песню. И то потому, что перед экзаменом учительница поставила мне такое условие. Когда узнал, что это русский проект, я немного успокоился. Ну сходил в итоге, спел «Темную ночь», перепутал все слова. И понял, что меня не возьмут. Два месяца от комиссии «Норд-Оста» не было ни ответа, ни привета. А потом неожиданный звонок: «Вы прошли во второй тур».

Богданов хотел получить роль Ромашова. Говорит, что тогда он играл только отрицательных героев и считал, что это его амплуа. Но режиссер «Норд-Оста» увидел в Богданове Саньку Григорьева. «Он полностью соответствует этой роли: в жизни он, как и его персонаж, всегда идет напролом, режет правду-матку, когда нужно и не нужно, и порой страдает от этого. Он действительно герой-боец», - комментирует Алексей Россошанский.

Для всей труппы «Норд-Оста» мюзикл был глотком воздуха. «Мы были и остаемся его фанатами, как бы это ни банально звучало, - говорит Алексей. - Это редкое сегодня сочетание великолепной драматургии, не упрощенной до примитивизма, и прекрасной музыки. «Норд-Ост» стал первым и остается единственным настоящим русским мюзиклом, в нем - любовь к родине, русский характер. Спектакль понятен всем, поэтому на протяжении года к нам приходили семьями, и мы играли при полном аншлаге». Актеры не исключают, что именно это обстоятельство сыграло роль в выборе места захвата. Как бы то ни было, в тот страшный вечер в Театральном центре вновь был полный зал, и ничто не предвещало трагедии…

Захват

Начало второго акта. Первая сцена «Летчики». Шутки и смех: «Сегодня сам товарищ Чкалов следил за тем, как ты козлил…» - обращаются сослуживцы к Саньке Григорьеву. «Я сидел в гримерке и готовился к выходу на сцену, - вспоминает Алексей Россошанский. - По ретранслятору слышно все, что происходит в зале. И тут вдруг раздается грохот. Оркестр затихает, начинается какая-то беготня и крики. Первая мысль: упала декорация и кого-то придавило. Мы помчались на первый этаж, где у вахтера стоит видеомонитор. Видим, по сцене ходит Богданов: его одежда, манеры и даже жесты. Ничего не понимаем, потому что в руках он держит оружие. Только потом стало ясно, что это не Андрей. Версий было много, начиная с того, что это «снайпер» и он собирается расстреливать оркестр, и заканчивая операцией спецслцужб. Не разобравшись до конца, мы приказали девчонкам подняться на второй этаж и запереться у себя в гримерных комнатах. Сами сделали то же самое. Что происходило в зале дальше, мы могли только слышать. Голос с кавказским акцентом разговаривал с залом, раздавались выстрелы. Было страшно: мы не знали, стреляют они в воздух или в людей».

Тогда никто не поверил, что центр действительно захвачен террористами. Появление на сцене людей в камуфляже и с оружием зрители восприняли как оригинальный сценарный ход. «Я тоже не сразу понял, - рассказывает Андрей. - Подумал, что это омоновцы и в здании заложена бомба. Зрители смотрели на меня в ожидании. Только когда я им сказал, что это не розыгрыш, они начали осознавать случившееся».

В этот момент все, кто был в Театральном центре на Дубровке, разделились. На тех, кто встал со зрительских мест и, переодевшись, превратился в бандитов, тех, кто шестьдесят часов проведет в настоящем аду, и тех, кто сможет выбраться на свободу в первые часы после захвата. В числе последних был и Алексей Россошанский. Он и еще четверо его коллег спустились по связанной узлами одежде из окна гримерки. Потом их примеру последовали женщины.

«Мы готовились к расстрелу»

«Я не могу назвать людьми тех, кто посмел наставить оружие на детей. Это недочеловеки, - говорит Андрей Богданов. - Ими двигало звериное, ничем не оправданное желание убивать. Я сам против того, чтобы война в Чечне продолжалась. Но у них была другая цель: я не поверил в эту якобы освободительную миссию террористов. Они даже вели себя не как самоубийцы: создалось впечатление, что цель у захватчиков была другая - взорвать людей, а самим уйти живыми».

Балансирование на грани жизни и смерти, постоянный страх и надежда на спасение - вот то, что чувствовали заложники. «Ну не должно там быть детей в тот момент! - с болью произносит Андрей. - Обычно после первого акта детскую труппу отпускают, а здесь злой рок: именно в этот день они остались на репетицию юбилейной программы «Мировые мюзиклы в гостях у «Норд-Оста». Террористы сказали, что отпустят их - они, мол, не воюют с детьми, и потребовали предъявить документы, подтверждающие, что тем не исполнилось двенадцать лет. Но какие могут быть документы у ребенка?!»…

Почти трое суток без еды и воды. Редко заложникам, как собакам, кидали конфеты «Рафаэлло» и шоколад, теперь ненавистные им. Услышав любой шорох и шум на крыше, террористы сгоняли всех в центр зала к огромному взрывному устройству. «Люди в этот момент старались поддержать друг друга, - вспоминает Андрей. - Даже пытались шутить между собой, чтобы не сойти с ума. Каждый думал о спасении, но понимал, что если один из нас убежит, то для других это закончится расстрелом. Поэтому мы договорились бежать только тогда, когда нас поставят к стенке».

Андрей считает, что их жизнь на сутки продлили родные. На второй день из зала встала женщина, которая сказала: «Мы должны позвонить родным, чтобы они выполнили условие террористов - организовать митинг в протест против войны в Чечне». С ней согласились все. Но к вечеру стало ясно: расстрела не избежать. Это произошло после того, как не выдержавший напряжения юноша бросился бежать по спинкам кресел на террористку. Двумя выстрелами со сцены были тяжело ранены парень и женщина.

- Молодому человеку наполовину снесло голову, но он, обливаясь кровью, еще долго жил. Было жутко, потому что помочь ему не было никакой возможности. После этого я не спал всю ночь, люди вокруг меня были в каком-то забытьи. Потом услышал какой-то шум в холле, раздались одиночные выстрелы. В этот момент решил: нужно лечь на пол. Когда нагнулся, оказалось, что все уже лежат и мне ничего не остается, как спрятаться за спинкой стула. Я успел подумать, какой же я невезучий, и стал считать выстрелы. Досчитал до десяти… очнулся уже в госпитале. Смутно видел, как двое людей пытаются вставить мне в руку иглу. Я отчаянно, насколько было возможно в таком состоянии, сопротивлялся. Был уверен, что это бандиты…

«Норд-Ост», мы с тобой!

Каждый четвертый сотрудник мюзикла погиб в результате этой трагедии. Погибли дети - исполнители главных ролей Кати и Сани - Кристина и Арсений. Больше всего потерь в оркестре. Для тех, кто выжил, день 26 октября стал вторым днем рождения.

- «Норд-Оста» больше нет, - говорит Алексей Россошанский. - Да, сообщают, что мюзикл может быть восстановлен, но, к сожалению, это лишь эйфория. Возобновить его невозможно: мы потеряли людей, здание, оборудование, реквизит. Ужасно жить с мыслью: неужели кто-то из нас мог знать обо всем, что произойдет и участвовать в разработке этого чудовищного замысла. На эту сцену я навряд ли когда-нибудь выйду, да и сомневаюсь, что зрители смогут прийти сюда. Думаю, последним концертом нашей труппы станет программа «Норд-Ост», мы с тобой!». Она заменит собой ранее намеченный проект «Мировые мюзиклы в гостях у «Норд-Оста», которым предполагалось отметить год существования спектакля. Это будет очень грустный концерт, концерт расставания, боли и слез.

К Театральному центру на Дубровке постоянно идут люди. У каждого на глазах слезы. Они несут цветы в дань памяти о тех, кто стал жертвой невероятной жестокости. «Норд-Ост», мы с тобой!» - написано на одной из траурных лент.

Марина БОЛОТНИКОВА, Оксана КУЛАКОВА

26

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у нас ассоциируется русская деревня. 
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость