17 Октября 2017
$57.09
67.3
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
P.S. 01.06.2010

Экспертиза экспертизы

Экспертиза существует для того, чтобы давать оценку другим. А если попробовать дать ответ на перефразированный вопрос классика: «А эксперты кто?» И еще: что есть сегодня институт экспертизы?

Экспертиза существует для того, чтобы давать оценку другим. А если попробовать дать ответ на перефразированный вопрос классика: «А эксперты кто?» И еще: что есть сегодня институт экспертизы? Об этом мы попросили человека компетентного, руководителя «Независимой экспертизы», ныне депутата Тверской городской думы Наталью Павлову. Ее достаточно жесткое заключение в нашем художественном оформлении предлагаем вашему вниманию
Экспертиза - третейский судья

В советские времена при огромном дефиците товара мы радовались любой покупке. Брак мы с готовностью устраняли сами. Со времен перестройки на нас хлынул поток товаров, в основной массе своей некачественных. Отношения между производителями, продавцами и покупателями стали накаляться. И все чаще стороны предпочитали выяснять их в суде. Однако суду для заключения о виновности производителя или потребителя нужна опора на компетентное мнение специалиста. Вывод напрашивается сам собой: необходима экспертиза. И она появилась. А вот закона об экспертизе ни на федеральном, ни на нашем региональном уровне пока нет. Закона, в котором были бы прописаны функции экспертных органов и способы контроля за их деятельностью, закреплена ответственность экспертов. И потому случаев, когда разные экспертизы доказывают противоположные точки зрения, предостаточно.

Хочешь быть экспертом - будь им

В том виде, в котором экспертиза существует сейчас, трудно назвать ее третейским судьей. Во-первых, из-за того, что нет требований к людям, занимающимся этим родом деятельности (образование, специализация, необходимость лицензирования), порой за экспертизу берутся непрофессионалы. Например, один товаровед самонадеянно выносит свои заключения и об обуви, и о тканях, и об оказании фотоуслуг, и о мебели и т.д. и т.п. Чего стоят такие заключения, которые часто даже оформлены неправильно? Какое уважение и доверие можно испытывать к эксперту, озадаченно вертящему в руках сантиметр и не знающему, с какой стороны начать свои измерения? А это реальный пример.

Справедливость у каждого своя?

Во-вторых, все вроде бы понимают, что эксперт должен отстаивать справедливость, делая это не на эмоциях, а на фактах. Но зачастую некоторые специалисты комитетов, работающих над разрешением конфликтных ситуаций, наоборот создают их. Они присылают клиента со своими настоятельными рекомендациями и для эксперта. По мнению таких работников встать на сторону покупателя - это как раз и есть справедливость. А если поломка произошла по его вине? Эксперт не может поддаваться эмоциям, а должен объективно оценить ситуацию. Странно, когда приходится объяснять такие очевидные вещи. Но и после объяснений зачастую нас отказываются понимать и обвиняют в бессердечии, непрофессионализма, взятничества.

Но объективность при проведении экспертизы вовсе не значит отсутствия человечности. Например, вынося заключение об отсутствии производственного брака, мы подсказываем покупателю, что можно отстоять свою правоту в суде, если к товару не была приложена инструкция. Или если эксперт сразу видит, что заключение будет не в пользу клиента, предпринимателя или потребителя, то честнее сразу об этом сказать. Зачем же человек будет оплачивать невыгодную для него экспертизу?

Можно и нельзя

Очевидно, что работать в экспертизе должны лишь специалисты узкого профиля. Позволять непрофессионально выносить заключения нельзя.

Нельзя экспертизе терять независимость, которая, пока нет закона, целиком зависит от порядочности экспертов.

Но вот меня и возглавляемое мною предприятие пытались уличить в продажности. Особенно ярко это проявилось в предвыборную кампанию. Почему? Дело в том, что мы заключаем договоры с предпринимателями, готовыми пользоваться нашими услугами постоянно. Считать договор формой подкупа смешно. На договорах работает весь цивилизованный мир. А «продаваться», поступать несправедливо можно и без договора. Если магазин или фирма сотрудничают с нами, он делает это не для того, чтобы мы всегда свидетельствовали в их пользу, а чтобы быть уверенными, что экспертиза проводится качественно. Ведь если заключение будет некомпетентное, другие экспертизы могут его оспорить, и это принесет большие расходы и денег, и времени.

Клиент и предприниматель: кто кого

Но развиваться автономно от рынка в целом экспертиза не может. А на нашем рынке все еще идет война.

Да, мы очень часто страдаем от недобросовестных производителей. Не успеваешь насладиться долгожданным приобретением, как обнаруживаешь, что оно преподносит тебе неприятный сюрприз. И вот ты либо смиряешься с потерей, либо принимаешь воинственный вид и идешь отстаивать свои права.

Есть и обратная сторона медали. Лозунг: «Клиент всегда прав!» - на слуху. (Но если заранее известна истина, тогда зачем экспертиза?) И не секрет, что это породило массу пронырливых самонадеянных покупателей, уверенных: правда всегда на их стороне. Почему бы не использовать ее? Вошел в силу так называемый потребительский рэкет. Например, изрядно поносив туфли, что стоит оторвать каблук до истечения срока гарантии и потребовать взамен новую обувь? Но если общественные организации по защите прав потребителя считают себя обязанными непременно отстаивать интересы любого потребителя (разумно ли?), то эксперт должен видеть перед собой только товар и объективно оценить его качества.

Долгий путь к цивилизации

Думается, что пора уже прекратить разбиваться на противоборствующие лагеря (тем более что любой предприниматель одновременно является и потребителем), сложить оружие и начинать обучаться цивилизованному рынку.

Аналитический отдел при нашей экспертизе пришел к выводу, что большинство проблем идет от незнания прав и обязанностей обеими сторонами. И хотя это, возможно, не наша функция, мы взялись за ликбез. Юристы, психологи, технологи проводили семинары-тренинги с продавцами и предпринимателями, беседы среди населения, в школах, на предприятиях.

Но того, что делает наша экспертиза, мало. И свою задачу как депутата я вижу в том, чтобы как можно шире внедрять цивилизованные отношения на рынке. Прежде всего это предполагает популяризацию имеющихся законов и разработку предложений к тем, в которых назрела необходимость. Например, закона об экспертизе. Тогда можно будет говорить и об уважении друг к другу. Представьте: покупатель уважает продавца. Или проверяющий уважает того, кого проверяет. Потому что интересы должны быть общие - чем лучше живут и развиваются производство и продажа товаров, тем лучше всем нам.

Материал подготовила Татьяна ИВАНЧЕНКО

20

Возврат к списку

Тверь запомнилась гостям конкурса «Лучший по профессии» испытаниями и красотой улиц
Сегодня торжественной церемонией награждения победителей в ДТДМ завершились соревнования Всероссийского конкурса среди юных «Лучший по профессии». Более 140 участников из 34 регионов страны смогли достойно проявить себя и показать, чему их научили наставники. 
13.10.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость