21 Июля 2017
$59.08
68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
P.S.01.06.2010

Русский романс – это вся моя жизнь

Почти каждый год в Тверской филармонии с большим успехом проходят музыкально-концертные вечера, которые вполне можно было бы назвать «малой антологией» русской музыки. Здесь звучат и народная песня, и произведения Чайковского и Рахманинова и, конечно же, старый добрый русский романс в исполнении ведущих певцов филармонии, в том числе и заслуженного артиста России Виктора Сухова

Почти каждый год в Тверской филармонии с большим успехом проходят музыкально-концертные вечера, которые вполне можно было бы назвать «малой антологией» русской музыки. Здесь звучат и народная песня, и произведения Чайковского и Рахманинова и, конечно же, старый добрый русский романс в исполнении ведущих певцов филармонии, в том числе и заслуженного артиста России Виктора Сухова.

Он-то и согласился поговорить об истоках русской музыки, о ее культурной «почве», на которой взросло прекрасное «древо» русского романса

– Истоки русского романса до сих пор до конца не изучены и с трудом поддаются изучению. Во второй трети ХVlll века их надо искать в зародившемся музицировании в аристократических и просто дворянских петербургских кругах. В виде первоистоков русского романса можно также рассматривать первые сборники русских песен Трутовского (1776 г.) и Прача (1790 г.). Эти сборники – первые опыты приспособления бытующих в столице, излюбленных в салонах и домашнем кругу песен к началу европеизации русской музыкальной культуры. Так появился особенный камерный вокальный жанр – песня с сопровождением. В Петербурге, в конце ХVlll – начале ХlХ века обмен песнями столицы с деревнями и провинцией был очень сильным. Нередко было и так, что сочиненная в городе песня шла в народ. Так исторически естественно сложился жанр городского песенного романса. И хотя увлечение городским бытовым романсом носило массовый, демократический характер, существовало и «Элитарное» романсовое направление. В дворянской среде сочинялись так называемые «сентиментальные» романсы, авторами которых являлись богатые люди, музыканты-любители. Мало кто знает, что Керенский и представители царской семьи также сочиняли романсы. Но все же авторство большого количества старинных русских романсов остается неизвестным.

– Как случилось, что русский романс стал ведущим жанром вашего творчества?

– Русский романс – это вся моя жизнь. Их пел мой отец, он знал много самых популярных произведений. Пела романсы и аккомпанировала себе на гитаре моя крестная. Видимо, поэтому, получив высшее вокальное образование в институте имени Гнесиных, как певец я себя «нашел» именно в жанре русского романса. Помогло и мое детское увлечение гитарой. Как многие подростки, сначала я получил «уличное» гитарное образование, а затем уже стал заниматься игрой на гитаре профессионально. Счастливая встреча в Тверской филармонии с замечательным музыкантом-домристкой Ириной Маркеловой надолго определила дальнейший творческий путь. Вот уже 10 лет происходит наш совместный постоянный поиск романсового материала, его аранжировка и исполнение.

– Кстати, а где же вы находите новые, «хорошо забытые старые» мелодии романсов?

– Русское романсовое наследие – это бездонный кладезь драгоценных музыкальных бриллиантов, осталось еще очень много неизученного, неизведанного. Я собираю старые пластинки, записи, слушаю забытые мелодии, выбираю наиболее интересные. Гораздо сложнее с нотными экземплярами. Благодаря пропагандистской деятельности известного в России нотного издателя Юргенсона, было издано большое количество разнообразных сборников русских романсов. Часть из них «эмигрировала» за границу вместе со своими владельцами в до- и послереволюционное время. Русские эмигранты и их потомки, разбросанные по всей Европе, организовывали музыкальные ансамбли и коллективы, популяризировали русское музыкальное искусство, музицировали для себя. Так что некоторые исконно русские романсы обретают известность на родине, вернувшись из «заграничной командировки».

– Насколько эстетика русского романса актуальна для сегодняшнего дня?

– Должен сказать, что даже в годы перестройки, когда бывший советский народ, ставший российским, «пел романсы про финансы», интерес к жанру не уменьшился. Наоборот, выйдя из академической концертной площади, романс «облачился» в новые, «эстрадные» одежды. Несмотря на это «превращение», русский романс в любой аранжировке не теряет своего главного таинства – живого человеческого чувства. А именно в этом нуждался человек во все времена – в простой доброте, бескорыстной любви, душевной теплоте и сердечной ласке.

Елена ФАДЕЕВА

24

Возврат к списку

ТГМУ дал старт новому студенческому движению
Эти молодые люди учатся не только лечить людей, но и спасать их в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Инициатором общероссийского движения спасателей среди медицинских вузов выступил Тверской государственный медицинский университет.
19.07.201719:42
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость