17 Января 2017
$59.61
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Татьяна Устинова: «Хочу стать Диком Френсисом!»

Поклонники детективов Татьяны Устиновой давно убедились: тот, кто придумал лозунг для обозначения серии ее произведений - «Первая среди лучших» не ошибся. Она, действительно первая из российских современных авторов, кто рискует в одном романе совмещать кровавые преступления с красивой сказкой о любви

Поклонники детективов Татьяны Устиновой давно убедились: тот, кто придумал лозунг для обозначения серии ее произведений - «Первая среди лучших» не ошибся. Она, действительно первая из российских современных авторов, кто рискует в одном романе совмещать кровавые преступления с красивой сказкой о любви. И нельзя сказать, что у нее это получается плохо или неинтересно. В преддверии Международного женского дня Татьяна Устинова согласилась поделиться секретами своего мастерства в эксклюзивном интервью корреспонденту ТЖ.

- Татьяна, сейчас в Твери проходят съемки фильма по вашему роману «Персональный ангел». Вы настаивали на том, чтобы поучаствовать в подборе актеров или режиссера картины?

- Нет, в кастингах я участия не принимала и сейчас расскажу почему. В прошлом году по РТР показывали сериал «Всегда говори всегда», сценарий которого написала я. По непонятным мне самой причинам у картины были сумасшедшие рейтинги: мы даже «Бригаду» обошли в последних сериях. В сериале есть один второстепенный герой Дима Грозовский, и он мне страшно нравился. Я этому персонажу придумывала отдельные сигареты, речь, шутки и все размышляла: кто же будет играть эту роль? А продюсеры очень осторожно относятся к участию в кастингах авторов романов…

- Отчего же они так не доверяют писателям?

- Просто их до смерти напугал Акунин со своей «Азазелью», когда он оставил за собой все: сам писал сценарий, сам выбирал режиссера и актеров. С тех пор все продюсеры, как только заходит разговор о кино, кричат: «Нет, нет мы сами знаем лучше, чем писатели, что нужно!» В общем, звонит мне как-то режиссер и говорит: «Мы нашли потрясающего парня на роль Димы Грозовского, приезжай - посмотришь». Так вот смотрю я запись претендента на роль и прихожу в ужас, потому что вижу совсем молоденького мальчика, а Диме, по роману, 40 лет, он глава рекламного агентства, богатый молодой мужик, столичный сноб. А мальчик тем временем робко говорит: «Здравствуйте, мне 26 лет, я окончил ВГИК 2 года назад…» Я думаю: «Все пропало! Режиссер сумасшедший, продюсер тоже», но тут парень начинает читать трудную сцену расставания с героиней, и я вижу стопроцентное попадание в образ. Этот мальчик и есть Дима Грозовский, а я идиотка, потому что не понимаю, что может актер.

- Вы полностью полагаетесь на режиссера и продюсера даже в выборе актрисы на роль главной героини? Ведь говорят, что ее образ вы списали с себя…

- Кто говорит? Конечно, в каждом персонаже, которые есть в книге, присутствует автор. Но я не могу сказать, что пишу про себя. Наоборот, я никогда этого не делаю. Моя героиня не я, а совершенно другой человек. Наверное, она лучше, чем я, она проявляется в сложных жизненных ситуациях по-другому: я склонна к истерическим припадкам, а мои героини более мужественны. Да, и внешне Катя Солнцева из «Персонального ангела» представляется мне другой, не такой, как я.

- Если ваши героини не похожи на вас, то с кого вы пишете своих персонажей? Или все они полностью вымышлены?

- Мои персонажи - это практически всегда кто-то из моих знакомых, друзей, родственников. Иногда это компиляция. Причем чем ближе я человека знаю, тем больше я могу про него написать. У человека миллион сторон, значит, про него можно написать миллион романов.

- А бывает так, что люди просят, чтобы вы написали о них?

- Фразу «возьмите меня в детектив» в разных вариациях я слышу довольно часто. Но могу писать только про людей, которые поражают мое воображение. Бывает и так, что знакомые узнают в моих книгах себя, а потом обижаются. Я однажды чуть с подругой не поссорилась, когда она поняла, что в романе выписан ее образ. С тех пор я очень осторожна: всегда спрашиваю разрешения у человека, можно ли о нем написать.

- Татьяна, у ваших романов всегда хэппи-энд. А не хочется ли вам когда-нибудь сделать так, чтобы не все было так сладко? Чтобы в конце героиня, допустим, спрыгнула с обрыва, а герой застрелился?

- По-моему, детектив - это достаточно жесткая схема. В ней есть кровавое убийство, запутанное расследование и феерический финал, я чуть-чуть разбавляю эту схему, включая в нее любовную линию. Но, с моей точки зрения, детектив - не поле для создания нетленных и эпохальных полотен о загадочности русской души и трагизме каждого человека, живущего на земле. У меня не хватает ни таланта, ни жизненного опыта, чтобы написать большой русский роман, поэтому я описываю действительность такой, какой вижу ее сию минуту. И я хочу быть уверена, что человек, который купил в магазине мою книжку, а потом открыл и стал читать, не разрыдается в конце над смертью бедной собачки или над разлукой несчастного героя и героини. Тогда это будет уже не детектив, а нечто другое, поэтому я писала хэппи-энды и буду и дальше их писать.

- Придерживаетесь ли вы принципа «ни дня без строчки» или пишете только тогда, когда есть настроение?

- Такого принципа у меня нет. Просто я пребываю в состоянии истерического вдохновения каждую минуту. Если мне сейчас дать компьютер, то я буду писать с того места, на котором остановилась дома. Мне это доставляет удовольствие.

- Помните то утро, когда вы проснулись знаменитой?

- Нет, потому что я никогда не просыпалась знаменитой. Процесс набирания популярности очень медленный, это не происходит в один день. Я, как кролик-энерджайзер, только и делаю что работаю, заменяя собой семь обычных батареек. Так что бремени славы мне испытывать некогда. Я, конечно, понимаю, что меня узнают на улице, вижу в метро людей с моими детективами, а в книжных магазинах встречаю плакаты со своим изображением. Но я не чувствую себя никакой знаменитостью, потому что это смешно: я же не эстрадная певица Алсу.

- А не думаете ли вы, что в России сейчас наступили те времена, когда писатель может быть не менее знаменитым, чем певица Алсу? Ведь еще лет десять назад литераторов вообще не знали в лицо и не могли отличить друг от друга.

- Пожалуй, вы правы. Это действительно так, просто я никогда об этом не задумывалась.

- Тогда в чем причина возрастающей популярности писателей? Это заслуга пиарщиков или россияне стали больше читать?

- Дело, по-моему, не в пиаре, то есть не в нем одном. Основной постулат маркетинга гласит: некачественный товар нельзя продать. Люди не станут покупать что-то плохое только из-за рекламы. А если вести речь о возрастающей популярности детективных романов, то она, с моей точки зрения, вызвана тем, что детектив - это практически прямое отражение реальности. Россия постоянно живет в состоянии детектива, у нас каждый день что-то происходит, и люди хотят про это читать. Я это знаю, потому что я сама хороший читатель.

- И ваши книги тому лучшее подтверждение. В них очень много цитат как из классики, так и из современной литературы. Причем вы не выдаете, во-первых, что это цитаты, а во-вторых, откуда они. Рассчитываете на столь же внимательных читателей, как вы сами?

- Да, и мне эта игра очень нравится. Я долго думала, как включить цитаты в свои романы: надо их брать в кавычки или нет? А потом решила, что если буду переставлять слова, то это будет уже не прямое цитирование, а значит, кавычек не надо.

- У вас нет «сквозного» главного персонажа, который присутствовал бы во всех романах…

- В каждом романе есть любовная история. Романов 16. Нельзя сделать так, чтобы одна героиня или герой прошли через все эти истории. «Экий стрекозел», - скажет зритель, прочитав про шестнадцатый любовный роман одного и того же героя, и будет прав.

- Но можно же создать цикл романов без любви, но с одним узнаваемым сыщиком в главной роли.

- Можно, но я этого делать не собираюсь. Мне нравятся любовные истории в моих романах, потому что это некое разбавление жесткой детективной схемы, а еще ввиду того, что у меня не получается проникновение в глубины человеческого сознания. Я могу описать человека только в состоянии настоящего чувства или какой-то любовной истерики.

- Критики любят сравнивать вас с Агатой Кристи из-за того, что вы, как и она, питаете слабость к мелким деталям. Как вы относитесь к такому сравнению и с кем сами бы сравнили себя?

- Сравнение это мне очень нравится. Но сама я очень хочу стать Диком Френсисом. Английский быт и его своеобразие я, никогда не побывав в Англии, знаю именно по его романам и считаю его очень хорошим писателем, пусть и не таким великим, как Голсуорси.

Беседовала Наталья ПУГАЧЕВА

6

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию