15 Декабря 2017
$58.71
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Кожаные штаны для железного друга

Увлечения бывают разными. Кто-то собирает марки или раритетные книги, а кто-то старинную технику. Причем не столько собирает, сколько ее реставрирует. В самом процессе восстановления, как оказалось, состоит особая прелесть. По крайней мере убедиться в этом легко, стоит лишь поговорить с таким реставратором-коллекционером. Например, Дмитрием Галаевым, который отдает предпочтение мотоциклам

Увлечения бывают разными. Кто-то собирает марки или раритетные книги, а кто-то старинную технику. Причем не столько собирает, сколько ее реставрирует. В самом процессе восстановления, как оказалось, состоит особая прелесть. По крайней мере убедиться в этом легко, стоит лишь поговорить с таким реставратором-коллекционером. Например, Дмитрием Галаевым, который отдает предпочтение мотоциклам.

Как он сам говорит, в свое время их у него было много, но захотелось что-нибудь необычного. Так и появились в его жизни антикварные железные кони.

– Однажды мне попала в руки газета с объявлением о продаже старинного агрегата, решил сходить, посмотреть. С первого взгляда он мне понравился, можно сказать, что в этот мотоцикл я просто влюбился. Посему и купил. Всегда хотел, во-первых, обладать оригинальным агрегатом, а во-вторых, попробовать себя в реставрации. Вот и представился удачный случай, тем более что в момент покупки тот мотоцикл представлял собой кучу хлама – отдельно рама, отдельно колеса, в одном углу лежит двигатель, в другом – еще какие-то детали. Стало интересно, смогу ли я привести его в то состояние, в котором он был когда-то выпущен на заводе. Опять же меня всегда привлекал творческий подход при обработке деталей. А здесь французский «Теро» 1934 года выпуска, примечательный еще и тем, что, хотя он и был выпущен на гражданском заводе, подразумевалась возможность его использования в армии.

– Что самое сложное в реставрации?

– Очень много времени занимает поиск информации о внешнем виде мотоцикла, его технических характеристиках, уточнение некоторых деталей. Это связано с тем, что в разные годы та же самая модель могла комплектоваться другим баком, другими крыльями – более глубокими, менее глубокими, на ней мог быть установлен иной глушитель. Мне удалось, конечно, найти нужные сведения о «Теро», но дело в другом.

– В чем же?

– Трудность состоит в том, что у нас в стране не существует рынка старинной техники, как такового, нет места, где заинтересованные люди могут хотя бы изредка встречаться. В той же Германии такие встречи, насколько мне известно, проходят регулярно и повсеместно. Работают ярмарки, базары, открыты специализированные магазины и мастерские, которые имеют дело исключительно с раритетной техникой. Сюда любой может привезти на реставрацию кучу хлама, заплатить – и через какое-то время тот же мотоцикл тебе выдадут как новенький. Там можно заказать и получить практически любую запчасть конца XIX–начала XX века на любую модель. Хотя практика показывает, что есть некоторые вещи, которые изготовить даже в условиях завода просто невозможно.

– Как решаешь проблему с запчастями ты, ну и другие реставраторы?

– Среди антикваров очень развита переписка. Большинство активных коллекционеров знают друг друга, у каждого есть определенный круг нужных знакомых. Также очень развит обмен. У меня есть то, что надо тебе, и наоборот. Тут и разговор о деньгах не идет, даже за очень большую сумму нужную железку можно запросто не купить. Не продадут, потому что гораздо интереснее ее обменять, и сделать это с удовольствием.

Один из примеров. Мне пишет товарищ из Питера, я ему отвечаю, что у меня этого нет, но есть у того-то, но взамен ему нужно то-то и то-то, например, бензобак от четырехцилиндрового «Цундапа». Вещь редкая, поскольку этой немецкой фирмы, основанной в 1902 году, сейчас не существует. Иногда получается так, что какую-то железку я нахожу в Прибалтике, но она мне абсолютно не нужна, поэтому я посылаю ее в Хабаровск, оттуда приходит другая железка. И в принципе такой сложный, запутанный обмен может продолжаться бесконечно. В конечном итоге в качестве комиссионных я получаю запчасть, которая нужна мне.

– И собрал ты «Теро»?

– Конечно, теперь он живет у меня в квартире на четвертом этаже. Сшил ему штанишки (кожаный чехол на седло. – Прим. авт.), справил обувку (колеса. – Прим. авт.).

– Ну а если говорить о методике реставрации?

– Вообще реставраторы делятся на два типа. Отсюда и методика. Одни ортодоксы. Они предпочитают купить десять одинаковых мотоциклов в разной степени сохранности. Из них собрать один, и вот оно поехало. Но зачем гробить десять агрегатов ради реставрации одного? Из десяти, конечно, десять не получится, в лучшем случае – пять, шесть.

Другие новаторы. Они, пользуясь старинными технологиями и описаниями, изготавливают недостающую деталь сами, то есть по сути делают новую деталь. Из дюралевого сплава, например, отливают новый поршень. Делается это все примитивно – используют чугунную канализационную трубу.

– А чем отличается восстановление мотоцикла от, скажем, машины?

– Мотоцикл – хитрая такая вещь. Если, допустим, взять для реставрации машину, то с ней намного проще. Под капот можно запихать любой двигатель, ну или практически любой, неродной. Но грош цена такой реставрации! Внешне оно будет все красиво, но… Ведь суть процесса не в том, чтобы почистить, покрасить, завести и поехать… Соль реставрации в другом. Пускай даже агрегат находится в нерабочем состоянии, поскольку все-таки некоторые запчасти найти сложно, допустим, выписать из-за границы, но если на том же «Харлее» дюймовая резьба, то она должна быть именно дюймовой.

А потом сам процесс можно обозвать одним словом – кураж. Никто не смог сделать, а я сделал! Купить же может любой дурак.

– «Харлей»-то – культовая машина…

– Вот именно, что она стала культовой. Но существовали и более интересные экземпляры. Взять тот же «Бравс супериор». В свое время цена этих мотоциклов соотносилась с ценой на «Роллс-Ройсы». Одна инструкция по эксплуатации чего стоила – книга, уголки листов в которой выполнены из чистого серебра, переплет из телячьей кожи, отличные литографии. Отдельно она не продавалась, только с самим мотоциклом. И тут недавно выплыла в Риге, хозяин запросил за нее 250 долларов.

– Дорогое удовольствие.

– Да, занятие, конечно, не из дешевых.

– Ездят ли на старинных мотоциклах?

– Есть такие реставраторы, которые начинают переделывать старинный агрегат для того, чтобы он мог ездить. Но зачем же ездить на антикварной технике –это ж музейный экспонат!

Беседовал Евгений ПЕТРЕНКО

19

Возврат к списку

На участке М-11 от Твери до Вышнего Волочка открыли движение
Символический дорожный знак с белой стрелкой на синем фоне перевернут – по новому участку строящейся магистрали М-11 начинает движение первая автоколонна.
15.12.201721:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость