22 Ноября 2017
$59.46
69.82
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Политика 01.06.2010

Стратегия или только PR?

Если попробовать взглянуть на российское МСУ как бы с обратной стороны, то станет понятно, что по-настоящему развитым оно просто не может быть. То, что в мире принято называть «гражданским обществом», понимая под этим организованные общественные и политические структуры, формирующие общественное мнение и осуществляющие общественный контроль за деятельностью власти, в России, можно сказать, отсутствует

Если попробовать взглянуть на российское МСУ как бы с обратной стороны, то станет понятно, что по-настоящему развитым оно просто не может быть. То, что в мире принято называть «гражданским обществом», понимая под этим организованные общественные и политические структуры, формирующие общественное мнение и осуществляющие общественный контроль за деятельностью власти, в России, можно сказать, отсутствует.

То есть общественные организации и партии формально существуют и в довольно большом количестве, но реальное их влияние носит размытый, клочковатый характер, чего-то знача лишь в столицах и немногих крупных городах. В большинстве субъектов Российской Федерации, включая и нашу Тверскую область, общественные организации малочисленны и слабосильны, что вынуждает их искать поддержку у той самой власти, которую, исходя из смысла своего существования, они должны критиковать и контролировать.

Что же может представлять из себя самоуправление, лишенное опоры на активную и структурированную общественность?

Конституция 1993 года и раскрывающие ее смысл федеральные законы очень резко отделили МСУ от системы государственной власти, следуя в этом отношении духу общеевропейских стандартов. Но «русским духом» в данном случае здесь не пахло. Собственно говоря, никто и не скрывал, что эти нормы вводились ради приобщения России к Европе, а не ради действительной оптимизации местной власти. И нет ничего удивительного в том, что при таком целеполагании реальный уровень развития гражданского общества и соответствующей ему политической культуры был попросту проигнорирован. Не случайно реформа местного самоуправления с первых ее шагов вызывала буквально шок у всех, кто был причастен к ее внедрению. В сущности, это был приказ сверху – самоуправляться во что бы то ни стало, что звучало ничуть не лучше, чем приказ быть свободными.

В итоге получилось то, что получилось. Система местной власти, пусть и мало похожая на реальное самоуправление, закрепилась теперь уже и в региональном законодательстве и худо-бедно заработала.

Надо отдать должное строителям государства российского: наличие разрыва между системой власти и реальным состоянием общества многими из них – и президентом, и правительством, и какой-то частью Государственной думы – осознается. Попыткой преодоления этого разрыва можно с полным основанием считать принятие федерального закона о политических партиях, смысл которого видится в том, чтобы подхлестнуть процесс становления многопартийной системы как одной из основ гражданского общества. При этом влияние партий – через введение обязательного партийного выдвижения на выборах глав муниципальных образований - как бы дотягивается и до уровня МСУ. Еще одним шагом в том же направлении можно считать и созыв год назад Гражданского форума, в котором можно усмотреть попытку власти активизировать общественные организации, вступив с ними в мало-мальски открытый и почти равноправный диалог.

Весь вопрос в том, возможно ли в принципе строить гражданское общество, а заодно с ним и систему реального самоуправления, сверху, не дожидаясь роста общественной активности снизу. Ответить на этот вопрос довольно трудно. Но похоже, выбора у нас уже нет: процесс «революции сверху», как говорится, пошел, и теперь можно ему либо помогать либо мешать. Третьего не дано. Именно из этого должны исходить (и, заметим, как правило, исходят) представители гуманитарных наук, так или иначе приобщаемые к разработке соответствующих концепций и к подготовке кадров в области муниципального управления и связей с общественностью.

Кстати говоря, в сложившейся ситуации именно проблема связей с общественностью становится ключевой для становления подлинного самоуправления. Дело в том, что выжить и не быть окончательно раздавленной системой госвласти муниципальная власть может лишь при условии реальной опоры на мало-мальски широкую общественность. Поэтому специалисты в области связей с общественностью ей особенно нужны. Они должны уметь не столько рекламировать местную власть, помогая ей проскакивать через избирательные кампании, сколько выстраивать долговременные отношения с общественностью, в том числе и разрабатывая систему стимулирования общественных организаций, вовлечения их в решение местных проблем.

Кстати говоря, главным недостатком деятельности нынешних муниципальных руководителей является именно их неумение работать с общественностью. Большинство из них – опытные хозяйственники, хорошо знающие местные проблемы и нужды. Но общественность, в глубинке до сего дня как бы и несуществующая, их до сего времени особенно не занимала.

В Твери ситуация несколько иная. Городскую власть трудно упрекнуть в том, что она игнорирует общественность. Создан даже соответствующий комитет, в котором работают достаточно квалифицированные люди. Поддерживается развитие структуры ТОСов – территориального общественного самоуправления, что особенно важно. Различные структуры администрации – отделы, комитеты, комиссии в той или иной мере используют потенциал общественных организаций в своей работе. Сужу об этом и по собственному опыту, поскольку с момента создания городской комиссии по восстановлению прав репрессированных граждан работаю в ней как представитель тверского «Мемориала», и могу подтвердить, что в этой работе достигнуто немало позитивных результатов.

Но при всем этом возникает один естественный вопрос: для чего всё это делается? Если для развития реального самоуправления, то почему наиболее существенные для жителей города проблемы – такие как состояние жилищно-коммунального хозяйства, источники пополнения и расходования бюджетных средств, распределение налоговых льгот, эффективность деятельности муниципальных учреждений и предприятий – для тверского общества остаются по существу закрытыми? И это при том, что в городе вполне достаточно интеллектуальных ресурсов для того, чтобы организовать общественную экспертизу этих проблем, выработать предложения по их решению. Средств для организации такой работы потребовалось бы не так уж много, а эффективность ее могла бы стать очень высокой. Организатором такой работы вполне могла бы стать и Тверская дума, призванная служить мостом между муниципальной властью и общественностью. Однако большинство депутатов встало на путь лоббирования интересов далеко не общественных. Политическая игра самого дурного и примитивного свойства стала основой деятельности представительного органа городского самоуправления. Изменится ли ситуация после недавней ротации, сказать трудно, но надежд, честно говоря, не очень много.

Что же касается городской администрации, то она вместо того, чтобы взаимодействовать с общественностью в поиске оптимальных путей развития городского хозяйства, решает использовать общественные силы для абсолютно бессмысленной борьбы с областной властью за перераспределение бюджетных средств. Именно такой смысл приобрело организованное ею год назад городское общественное собрание, на котором глава города фактически призвал общественность начать поход против областной власти. Иными словами, решение проблем видится городским чиновникам не в повышении эффективности хозяйствования в условиях рыночных отношений, а в старой и давно скомпрометировавшей себя методике распределения. В реальности попытка вовлечь общественность в широкомасштабном политическом сражении с самого начала было обречена на провал, поскольку участие в войне одной власти против другой противоречит самой природе общественных организаций.

Таким образом, наряду с проблемой кадров, особенно актуальной для районов и малых городов, существует проблема стратегии развития самоуправления, актуальной и там, где квалифицированные кадры хоть и не в достаточном количестве, но имеются. Где, как не в областной столице, должна развиваться эта стратегия? Однако эта важнейшая проблема пока остается без решения. Посмотрим, поможет ли предстоящая конференция внести ясность в сложившуюся ситуацию.

Сергей ГЛУШКОВ

4

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость