28 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 19.05.2016

КБ особого назначения

Фотограф: АРХИВ ЦКБ ТМ

60 лет ЦКБ ТМ работает на космическую и оборонную отрасль страны

60 лет ЦКБ ТМ работает на космическую и оборонную отрасль страны

О легендарном полете космического корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года знает весь мир. Однако мало кому известно, что этот полет стал возможен в том числе и благодаря разработкам тверских специалистов.

До космодрома Байконур ракетно-космическая техника доставлялась на специализированном железнодорожном транспорте, подготовка к старту велась с помощью платформ-установщиков. Эти, а также другие агрегаты были изготовлены по проектам инженеров Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения (ЦКБ ТМ). До 80-х годов прошлого века немногие знали о причастности конструкторского бюро, находящегося в Твери (тогда Калинине), к освоению космоса. Между тем уникальные разработки тверских специалистов по транспортировке ракетно-космической техники ведутся уже 60 лет.

Еще в конце 40-х годов прошлого столетия с бурным началом освоения космоса в стране возникла необходимость доставки ракет и их блоков от заводов-изготовителей на космодромы.

В 1956 году при отделе главного конструктора Калининского вагонзавода создается Специальное конструкторское бюро, состоявшее из 28 работников. Первым конструкторам было нелегко. Отсутствовали не только просторные светлые помещения, расчетные методики, необходимые для любого КБ службы, но и, самое главное, опытные наставники. Работать пришлось, как говорится, с нуля. От инженеров тех лет требовались универсальные знания расчетчика, технолога, умение разрабатывать эксплуатационные документы, программы испытаний.

Несмотря на сложности, конструкторы не только успешно выполняли госзадания, но и были готовы работать над новыми, более сложными проектами. В 1966 году бюро выводится из состава вагонзавода и преобразуется в «Особое КБ Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения» с соответствующими финансовыми, юридическими и другими правами.

Перед специалистами стояла серьезная задача – разработка специальной техники для космической и оборонной отраслей страны.

Шло время, и от бюро требовались новые решения. Стремительно возрастающие объемы заказов и расширяющаяся тематика опытно-конструкторских работ предопределяли динамичный рост коллектива. В 1957 году он увеличился до 82 человек, в 1961-м – до 262, а в 1980-х здесь уже трудились почти 750 сотрудников.

За прошедшие 60 лет бюро разработало свыше 1000 моделей и модификаций специальных железнодорожных агрегатов. Конструкторы ЦКБ ТМ проектировали оборудование для космодромов Байконур, Плесецк, Капустин Яр. Тверские инженеры участвовали в работах над знаменитым боевым железнодорожным ракетным комплексом – БЖРК, объединившим в себе самые передовые достижения отечественной науки и техники. Ими разработаны ходовая часть и системы жизнеобеспечения этого комплекса. Создать аналог ракетного поезда до сих пор не может ни одна страна мира.

С первых дней ЦКБ ТМ работает не только на космическую, атомную и оборонную промышленность, но и над проектами для народного хозяйства. Число новых вагонов гражданского назначения увеличилось с начала 90-х годов прошлого века. К ранее поставленным на производство рефрижераторным секциям, вагонам для перевозки автомобилей добавились вагоны-салоны, вагоны для перевозки холодильников, почты, ценностей Банка России, электро- и дизель-поезда и др.

На сегодняшний день предприятие на 90% обеспечено госзаказами, 10% приходится на сотрудничество с коммерческими структурами.

Не секрет, что последние годы оказались непростыми для российской космонавтики. Тем не менее, в рамках федеральной космической программы идет несколько крупных проектов: строительство космодрома «Восточный», развитие орбитальной группировки космических аппаратов в народнохозяйственных целях, создание ракет-носителей и наземного комплекса по программе «Ангара», плановые запуски, участие в международных проектах и многое другое. Тверские конструкторы не стоят в стороне.

 – Перед нашим коллективом стоят важные государственные задачи по выполнению федеральной космической программы, ряда федеральных целевых программ, в том числе программы развития ядерной энергетики страны, программы развития ОПК, – говорит генеральный директор и генеральный конструктор АО «ЦКБ ТМ» Александр Василенко. – Потенциал предприятия определяется прежде всего его кадрами. Инженерно-технические работники и конструкторы ЦКБ ТМ – специалисты высокой квалификации. За прошедшие годы бюро накопило опыт выполнения сложных и разноплановых работ. Я уверен, что слаженная деятельность всего коллектива позволит и в дальнейшем успешно решать поставленные задачи.

Социальная политика бюро направлена на сохранение интеллектуального потенциала.

Кто-то может сказать, что соцсоревнование, содействующее в советское время повышению инициативы работников и росту производительности, в рыночных условиях неактуально. Но это не про тверское бюро. Руководству коллектива удалось не только сохранить сложившиеся за 60 лет традиции, но и привнести что-то новое.

Судите сами. В настоящее время на предприятии трудятся 574 работника, из них четверть – молодые специалисты. Становлению молодежи как профессионалов, заинтересованных в улучшении знаний по проектированию сложнейших образцов спецтехники, сегодня уделяется особое внимание. Работа с ними ведется таким образом, что любой начинающий специалист может построить карьеру. Если, конечно, у него есть желание и готовность интенсивно работать.

Для совершенствования профессиональных знаний и навыков своих сотрудников руководство КБ обеспечивает бесплатную переподготовку и повышение квалификации. Понятно, что основной поставщик кадров с инженерным образованием в Тверской области – ТвГТУ. Однако здесь нет так необходимой конструкторскому бюро кафедры «Вагоностроение». А потому многие молодые специалисты за счет предприятия проходят дополнительные курсы обучения в Брянском ГТУ, а также в МГТУ им. Н.Э. Баумана и в МГУ путей сообщения.

В адаптации к условиям работы начинающим работникам активно помогает действующий на предприятии совет молодых специалистов. С первых дней работы молодые инженеры активно вовлекаются в реальный производственный процесс. Они участвуют в ведущихся проектах, к каждому прикреплен наставник. Практикуются командировки на Байконур и Плесецк. Руководство ЦКБ ТМ убеждено: для молодых специалистов важно осознать результат своего труда. И он есть. Не считая достижений на предприятии, успехи многих работников ЦКБ ТМ отмечены на региональном и федеральном уровнях. За несколько лет участия коллектива во Всероссийском конкурсе «Инженер года» 10 специалистов стали его лауреатами, еще 19 признаны «Профессиональными инженерами России».

В Центральном конструкторском бюро транспортного машиностроения считают, что главный ресурс предприятия – это его сотрудники. А потому здесь повышенное внимание уделяется не только экономической, но и социальной сфере деятельности.

Приоритетная цель администрации КБ – создание высокотехнологичной и социально ответственной компании, учитывающей интересы своих сотрудников. В результате на протяжении шести десятилетий совместной плодотворной работы руководства и профсоюзной организации на предприятии создана эффективная система социальной поддержки сотрудников.

На территории бюро оборудован медицинский кабинет, прием в котором ведет врач-терапевт. Имеется собственная столовая.

Администрация поддерживает проведение спортивно-оздоровительных мероприятий. В бюро проводится спартакиада по 11 видам спорта.

Не последнее место занимает организация отдыха. Для сотрудников и членов их семей проводятся новогодние елки, праздники, творческие конкурсы, концерты. Все эти мероприятия организуются собственными силами.

Для сохранения истории о настоящем и будущем организации, пропаганды научно-технического, трудового и культурного наследия предшествующих поколений работников в АО «ЦКБ ТМ» создана комната истории. Ее двери открыты для всех: ветеранов и молодых специалистов бюро, тверских школьников и студентов.

Расширяя границы

Более 40 лет предприятием руководил Лев Дмитриевич Новиков. Александр Василенко возглавил бюро в 2005 году. На его плечи легли важные задачи сохранения сложившихся традиций, творческого потенциала бюро, поиска новых путей повышения эффективности работы и качества проектирования. Труднейшая задача – не опустить планку, завоеванную предыдущими поколениями, выполнена. Сегодня Тверское конструкторское бюро занимает достойное место среди предприятий ракетно-космической отрасли.

Немалый опыт, накопленный за 60 лет напряженной творческой работы, позволяет Центральному конструкторскому бюро транспортного машиностроения представлять российский космос как в стране, так и за рубежом.

В рамках федеральной космической программы России ЦКБ ТМ принимало и принимает участие в работах по нескольким программам международного сотрудничества. Среди них такие значимые проекты, как «Байтерек» в Казахстане, «Куданкулам» в Индии, KSLV-1 в Южной Корее.

Первой масштабной международной программой, в которой приняли участие и тверские специалисты, является создание и эксплуатация космического ракетного комплекса морского базирования «Морской старт». По сути, это первый в истории чисто коммерческий совместный проект России, США, Украины и Норвегии. Для его реализации в конструкторском бюро был создан самоходный транспортер для сборки и транспортировки ракеты «Зенит-3SL», которая является центральным звеном всего комплекса, а также ходовая часть для установщика. Эти агрегаты в составе комплекса «Морской старт» успешно эксплуатируются до сих пор.

Одним из значимых проектов в настоящее время является «Союз в ГКЦ», реализуемый в Гвианском космическом центре в Южной Америке. Его заказчиком выступает Европейское космическое агентство. Тверскими конструкторами разработаны платформа, два заправщика и два контейнера. Более того, именно тверские работники ведут монтаж этих агрегатов, их автономные и комплексные испытания. В настоящее время во Французской Гвиане находится очередная группа специалистов бюро.
Автор: Елена ТИХОНОВА
436

Возврат к списку

В Тверском регионе развиваются телемедицина и мобильное здравоохранение
В 2016 году Правительство Тверской области профинансировало социальную сферу на 100%. На эти цели было направлено более 65% расходов регионального бюджета. 
27.05.201701:14
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию