24 Августа 2017
$59.13
69.56
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Всем приметам назло

В Тверской академической филармонии открылся XIII международный фестиваль музыки Баха

В Тверской академической филармонии открылся XIII международный фестиваль музыки Баха

К нынешней фестивальной программе особый подход - в этом году исполняется 320 лет со дня рождения великого немецкого композитора, столь значительную дату музыканты и слушатели встретят 21 марта на традиционном концерте Гарри Гродберга, который будет играть баховские хоралы. Организаторы фестиваля каждый раз связывают творчество немецкого гения с разными музыкальными традициями и направлениями, в этом году девиз форума - «И.С. Бах - музыка XX века». И в этом есть свой исторический смысл. Еще Малер говорил о том, что в музыке Баха заключены все те семена, которые прорастают в XX веке, а Бетховен называл его бессмертным богом гармонии. Поэтому других обоснований главной темы фестиваля вроде бы и не требуется, тем более что, как сказал ведущий церемонии открытия Святослав Бэлза, трудно найти композитора современнее Баха.

То, что это действительно так, доказывают аншлаги, с которыми проходят все фестивали. Скорее всего в этом «виновата» особая аура, которая окружает тверской «Баховский»: редкий концерт вот уже двенадцать лет не становится событием в музыкальной жизни Верхневолжья. Вспоминается, пятый фестиваль, когда отмечали 150-летие со дня смерти Мендельсона-Бертольди - композитора, вернувшего публике полузабытое потомками наследие Баха. Девятый фестиваль удивил публику количеством премьер - на нем были сыграны Девятая симфония Бетховена, «Реквием» Моцарта. А также концерты для трех клавиров Баха, которые исполнили Николай Петров, Тигран Алиханов и Игорь Лазько. Что касается премьер, то нынешний форум порадует слушателей Сонатой для фиолончели и фортепиано до мажор Сергея Прокофьева, которая будет впервые исполнена в Твери Марком Дробинским и Игорем Лазько.

Первый концерт XIII фестиваля, который прошел в минувший вторник, получился масштабным. На сцене - симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», которому в этом году исполняется десять лет. Основал его Александр Ведерников, сейчас главный дирижер Большого театра. В настоящее время оркестром руководит народный артист России Юрий Кочнев. За пультом в этот вечер стоял молодой дирижер из Санкт-Петербурга Роман Леонтьев. В первом отделении прозвучали фрагменты из оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Написанная в 1892 году, она примечательна тем, что композитор выступил в ней еще и как либреттист. Это было Леонкавалло вполне по силам: он получил музыкальное образование в Неаполитанской консерватории, а филологическое в Болонском университете. Сюжетную основу оперы составила реальная история и детские впечатления композитора, который надолго запомнил, как актер бродячей труппы убил свою жену и ее любовника.

Этот трагический сюжет был сыгран оркестром более чем убедительно, однако кровавая драма то и дело перемежалась необыкновенным лиризмом, так что она в конечном итоге зазвучала почти нежно. Дирижер сумел «собрать» своих музыкантов, но когда на сцену вышли солисты, исполняющие партии главных героев, от этой собранности на какое-то время не осталось и следа. Анатолий Григорьев просто утонул в общей массе оркестра, да так и не смог «выплыть», несмотря на все попытки. Однако после некоторых усилий солистам все же удалось «совпасть» с оркестром, и первоначальное ощущение того, что «музыканты играют одно», а «певцы поют что-то другое», исчезло. Замечательно сильно прозвучала самая известная ария из этой оперы «Смейся, паяц» в исполнении Олега Григоращенко. Впрочем, даже этот факт некоторых слушателей не разубедил во мнении, что «Паяцы» в общем-то вещь достаточно нудная.

Немного огорчило то, что филармоническая сцена все-таки маловата. Артисты, исполнявшие фрагменты из «Паяцев», едва-едва помещались на авансцене - многие самые драматические моменты Татьяне Скворцовой просто не удалось сыграть. А жаль!

После первого отделения публика осталась без антракта, что, впрочем, никого особенно не расстроило. Все понимали: в Москве музыканты могли опоздать на метро. Вторая часть концерта отличалась от первой своей стремительностью. Играли знакомые всем вещи - пьесы из Балетной сюиты № 1 Шостаковича, марш из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». И здесь оркестр показал, что даже самые пафосные и патетические места могут звучать совсем не пафосно, а проникновенно. Даже «Танец с саблями» Хачатуряна.

Фестиваль начался, несмотря на все приметы, связанные с числом 13. Впрочем, ни музыканты, ни слушатели в них не верят. И правильно делают, поскольку верят прежде всего в музыку.

Евгений ПЕТРЕНКО

109

Возврат к списку

На улицу Хромова в Твери вернулась ярмарка продовольствия
Возле конечной остановки трамваев «ДСК» областного центра вновь идет бойкая торговля – на радость покупателям и продавцам.
23.08.201719:47
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость