23 Мая 2017
$56.5
63.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

«Ночь музеев» в Тверской области | Видеотрансляция

Подробнее

Новости дня
Культура18.04.2016

Метаморфозы корпоративного духа

Фотограф: РОМАН ТОПОРОВ

В ТЮЗе показали «Пустоту»

В ТЮЗе показали «Пустоту»

Премьерный спектакль по пьесе Максима Черныша в постановке Талгата Баталова с аншлагом сыграли в Тверском театре юного зрителя. Современный драматургический материал, воплощенный на сцене, словно бы обращен к зрителю, хотя далеко не каждый из сидящих в зале топ-менеджер, но ведь и новая работа труппы не только о жизни руководителей крупных корпораций.

Эта первая из пьес, написанных Максимом Чернышом. Она была создана буквально за неделю, а потом отправлена на фестиваль «Любимовка» и стала победителем этого форума. Сделав героями «Пустоты» представителей разных социальных слоев, драматург показывает срез современного общества, в котором статус человека может гарантировать ему роскошную жизнь, но лишить чего-то большего и важного, чем материальное благополучие. С другой стороны, нахождение на самой низшей ступени социальной лестницы вовсе не означает катастрофического отставания от людей в черных костюмах. По крайней мере, интеллектуального отставания, и пьянчужка в придорожном кафе на трассе Москва–Тверь, одетый в драный пиджак, вполне доходчиво объясняет воротилам капитализма, что он может без труда увеличить ВВП нашей страны едва ли не на 20%. Этот второстепенный герой-философ, выписанный в традициях русской литературы, затыкает таким образом топ-менеджеров за пояс, другое дело – верят они ему или нет. Черныш и Баталов пытаются вскрыть не природу корпоративных отношений, хотя и этому в спектакле уделено достаточно внимания, а природу коммуникативного вакуума, в который попадают менеджеры высшего звена, а вместе с ними и другие персонажи. В том же кафе хозяева жизни слушают пьянчужку, но слышат ли они его? 

Художник Ольга Никитина выстроила на сцене нечто вроде камеры со светлыми стенами. В них в нужные моменты открываются окошки и двери, на которые проецируются названия предметов интерьера, стоящих в офисе главного героя Дмитрия Анатольевича (Андрей Иванов), в квартирах его секретарши Светы (Полина Козловская) и ее друга Миши (Сергей Зюзин), директора по PR Марины (Елена Фомина) и ее мужа Лени (Михаил Хомченко). Этих надписей – торшер, степлер, микроволновка и т.д. – вполне достаточно, для того чтобы представить себе жизненное пространство героев. Уследить за быстро меняющимися вербальными декорациями, быть может, и сложно, на это, видимо, и рассчитывали авторы постановки, максимально приблизившие театральный текст к тексту кинематографическому – сцены монтируются друг с другом быстро, действие развивается стремительно, оно закручивается как вихрь в пластических этюдах, поставленных Александром Андрияшкиным, высвечивается выразительным светом Дмитрия Зименко (Митрич), который может превратить окно в стене в работающий монитор компьютера. Лишенная примет быта, пустая сценическая площадка становится метафорой этого мира. Он крутится как хорошо отлаженный механизм, который, как бы мастерски он ни был настроен, неминуемо сломается.

В какой-то момент институтский друг Дмитрия Анатольевича Сева (Константин Павлов) вместе с секретаршей Светой занимаются йогой и рассматривают картину Босха «Корабль дураков». Света говорит, что Босх звучит почти как Бог, но в мире, где живут герои, божественного как будто бы и нет вовсе. Они словно плывут на этом корабле, не замечая или не желая замечать внутреннюю пустоту. В разных вариациях это слово повторяется на протяжении всего спектакля то в виде цитаты из «Короля Лира», то в контексте диалогов, то в виде агонии, которую переживают офисные работники. Все шатко, не зря и сцена представляет собой покатый помост – с него очень легко можно свалиться, так что действие не случайно то и дело переносится в проходы зрительного зала.

Дима, Сева, Лева да и Леня, кажется, с этой своей пустотой свыклись, но смириться не смогли и делают отчаянные попытки заполнить внутренние, а стало быть, душевные лакуны. Причем залогом спасения они считают женщин, через отношения к которым показаны характеры героев. Они пытаются, пользуясь своим положением, завоевать сердца девушек, но каждый встречает на этом пути препятствия, не совместимые с дальнейшим продолжением романа. Попытки заполнить свой внутренний мир, конечно, сделаны – кто-то везет свою избранницу в командировку в Сочи, кто-то гостеприимно распахивает перед ушедшей из дома женщиной двери своей квартиры,  но к положительным результатам не привели. Потому как звенеть может лишь то, что пусто изнутри, но и этот звук глушат черные пиджаки, которыми забрасывают упавшего на пол Диму его подчиненные. Однако это не означает, что внутри у него что-то появилось.

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
85

Возврат к списку

Дорожные работы развернулись у Дома Союзов в Твери
В 2017 году финансирование дорожной отрасли выросло еще в 1,7 раза – с 4,5 до 7,8 млрд рублей. Планируется ремонт свыше 365 км дорог.
22.05.201723:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию