17 Ноября 2017
$59.99
70.7
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 04.04.2016

Длительность эффекта

Фотограф: ВЯЧЕСЛАВ СТАРОСТЕНКО

На Баховском фестивале встретилась музыка разных эпох

На Баховском фестивале встретилась музыка разных эпох

Форум, посвященный музыке гениального лейпцигского кантора, который в 24-й раз проходит в областной филармонии, на этой неделе был наполнен событиями, связанными не только с сочинениями самого Баха, но и его современников – итальянцев и французов.

Живая легенда

Одна из главных встреч этой недели состоялась с основателем фестиваля Гарри Гродбергом. Она была долгожданной, тем более что в этом году мы отмечаем 25-летие тверского органа, к установке которого маэстро имеет самое непосредственное отношение. Гарри Яковлевич рассказывал «ТЖ», что установка органа в Тверской филармонии – одна из самых ярких страниц его биографии, это был едва ли не последний инструмент, который создавался по государственному заказу. Орган из трех тысяч труб с пятьюдесятью регистрами, тремя мануалами был создан чешской фирмой «Ригер-Клосс» в рекордные сроки – за полтора года. По ходу строительства и установки Гарри Яковлевич внес девяносто замечаний и предложений. Поэтому проект особенно ему дорог. В своем концерте Гарри Гродберг исполнял любимого Баха, Вивальди, Беллини и в очередной раз показал величайшее искусство регистровки, звук же был поистине гродберговским – пожалуй, трудно назвать исполнителей, кто бы мог приблизиться к тем его характеристикам, которых добивается маэстро.

Орган звучал и в понедельник. Этот концерт, состоящий из произведений композиторов эпохи барокко, был сосредоточен вокруг исполнительского дуэта скрипки и органа. Солист камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин и профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая показали программу совершенно изу­мительную с точки зрения ансамблевой сыгранности и гармонии. Казалось бы, орган в дуэте со скрипкой должен полностью заглушить ее своей мощью. Однако артисты выбрали такую тактику, которая вполне позволяла услышать оба инструмента и насладиться их совместным звучанием. На самом деле порой складывалось ощущение, что скрипка Алексея Лундина выразительнее, она выходит на первый план музыкального высказывания. Ощущение это было, конечно, обманчивым, оно возникало под влиянием тонкой интерпретаторской мысли исполнителей, использовавших все возможности, чтобы показать свои инструменты и донести до слушателей особенности сочинений Генделя, Вивальди, Корелли и Тартини. В результате же концерт стал весьма эффектным триумфом времени Баха.

Перекличка инструментов

Несколько иную тональность, необычную для форума, задали фестивалю участники программы «Галантный Бах». Прежде всего потому, что наследие Баха, завершившего в музыке эпоху барокко, они представили в окружении его современников, французов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо, которые открыли так называемый французский элегантный стиль. Здесь мы возвращаемся к открытию фестиваля, когда звучал клавесин – именно с этим инструментом связан представляемый период в музыке. Главными инструментами программы стали балалайка-бас, балалайка и классическая гитара, близкие клавесину по способу звукоизвлечения, что и доказали Михаил Дзюдзе, Денис Пенюгин и Сергей Никулин, составляющие барочный дуэт «Перекличка птиц».

Куперен, которого играли в концерте, в предисловии к одной из своих клавесинных тетрадей написал: он предпочитает то, что трогает, а не то, что поражает. Собственно, исполнители как раз и рассчитывали произвести не эффект, а что-то более глубокое и длительное по своему воздействию. 

Трогать и поражать...

Все крики «Браво!» они принимали не на свой счет, а относили к заслугам композиторов – то Куперена, то любимого ими Рамо, название пьесы которого дало название дуэту. Впрочем, как ни старались музыканты, эффект от их выступления – по крайней мере, в финале – превзошел все ожидания. Но это обеспечило и долгое послевкусие. По крайней мере, в «Книге нежных жалоб и галантных предложений» никаких претензий, насколько известно, никто не оставил.

Это действительно было яркое выступление, состоявшееся на фоне картины Михаила Дзюдзе. Его натюрморт помогал артистам создавать атмосферу на сцене, с которой они делились щедро с залом, особенно когда – впервые в Твери! – исполняли «Сибирский Сказ» Семичева, «Астурию» Альбениса и «Турнир для двух контрабасов» Петрова. И в этом барочному дуэту и Михаилу Дзюдзе очень помогли тверские музыканты Виталий Барменков и камерный оркестр «Российская камерата» под управлением Андрея Кружкова.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
307

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость