21 Июля 2017
$59.08
68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
День Победы27.05.2010

Победа — дело общее

Помимо обсуждения заслуг И. В. Сталина в победе советского народа в ВОВ, еще одной больной темой стало участие иностранных делегаций в параде, посвященном 65-й годовщине Победы.

Спросите тех, кто воевал,
Кто вас на Эльбе обнимал
Мы этой памяти верны…
Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны»

Помимо обсуждения заслуг И. В. Сталина в победе советского народа в ВОВ, еще одной больной темой стало участие иностранных делегаций в параде, посвященном 65-й годовщине Победы. И если участие стран, входящих в СНГ (за исключением саакашвиловской Грузии) в целом приветствовалось, то в случае со странами, входящими в блок НАТО (а это США, Англия, Франция и Польша), мнения разделились. Разделились настолько, что противники совместного парада стали собирать подписи  под воззванием к президенту России Дмитрию Медведеву с требованием не допустить такого, по их мнению, кощунства. Дескать, нечего этим империалистам, этой военной кликуше, этим агрессорам по Москве разгуливать, чай, не сентябрь 1812 г.!

Впрочем, этих борцов за «чистоту» Красной площади подводит знание истории, так как один такой совместный парад уже был. Проходил он, правда, не в Москве, а в Берлине 7 сентября 1945 г. Тогда  вместе промаршировали  солдаты из 9-го стрелкового корпуса 5-й советской ударной армии, из 2-й французской пехотной дивизии, альпийские стрелки и зуавы из 131-ой английской пехотной бригады, замыкали пеший строй парашютисты из 82-й американской воздушно-десантной дивизии. Как сказал об этом знаковом событии командовавший парадом Г. К. Жуков,  «это было торжество, символизирующее победу антигитлеровской коалиции над кровавой фашистской агрессией». Уже через год бывшие союзники будут находиться в состоянии «холодной войны», но тогда этот совместный парад был данью тем титаническим совместным усилиям всех стран-союзников, благодаря которым прогрессивному человечеству удалось выиграть самую страшную войну в истории человечества и остановить распространение фашизма по планете.

У нас в стране долгое время вклад союзников в Победу либо вовсе замалчивался, либо шла речь о том, что «союзнички жар чужими руками загребали, а сами за морями-океанами отсиживались». Не вызывает сомнения, что главная заслуга в разгроме фашизма принадлежит советскому народу, и даже без помощи союзников мы бы победили, но вопрос?когда и какой ценой?

Именно бомбардировщики союзников ровняли с землей заводы, железнодорожные узлы, нефтяные промыслы Третьего рейха. Соответственно меньше вооружения получал Вермахт на Восточном фронте, не говоря уж о том, что Люфтваффе было вынуждено держать часть своих сил в Германии для отражения налетов армад бомбардировщиков. Именно военные флоты Англии и США оттянули на себя большую часть кораблей Германии и Италии. Именно вторжение сил союзников в Европу заставило гитлеровское руководство воевать на два фронта, что, несомненно, облегчило Красной Армии путь на Берлин.

Очень не любили в советское время вспоминать и о программе Ленд-лиза; обычно вскользь упоминалось о 10 000 танков и о 18 000 самолетов, переданных союзниками советской стороне, что составляет в среднем 10-15% от советского производства. Об остальных поставках скромно умалчивалось, так как, во-первых, отношения с бывшими союзниками разладились, и, во-вторых, тогда бы пришлось признать, что индустриализация, которая далась стране ценой миллионов жизней и добровольно-принудительным изъятием средств у населения, не была уж столь эффективна, как это было принято считать. В самом деле, например, советская промышленность за годы войны изготовила около 160 тысяч грузовых автомобилей, а по ленд-лизу СССР получил без малого 400 тысяч. Немаловажно, что весомую часть в поставках грузовиков составляли машины повышенной проходимости «Студебекер», «Додж», «Шевроле», а советский автопром ни до, ни во время войны серийно полноприводных грузовиков не выпускал. Как не производились у нас и бронетранспортеры,  так что Красная армия могла в этом плане рассчитывать лишь на ленд-лиз и трофеи. Существенным подспорьем стали и ленд-лизовские трактора и мотоциклы. И не будь у Красной Армии этого количества автотранспорта, то едва ли ей удалось в 1944-45 гг. выдерживать тот темп наступления на Западе.

Не менее зависимым в годы войны от иностранных поставок оказался и железнодорожный транспорт; так, поставки паровозов и тепловозов по ленд-лизу в 2,5 раза превышали собственное производство, кроме того, в СССР было поставлено 10 000 вагонов и большое количество железнодорожных рельс. Трудно переоценить вклад союзников в обновление станочного парка советских заводов, так как тогда в Союзе выпускались только самые простые модели. А по ленд-лизу было получено 45 тысяч  высокотехнологичных станков от ведущих фирм США, Канады, Англии. Что самым благотворным образом сказалось на качестве и количестве выпускаемой в СССР военной продукции.

Очень кстати оказались поставки радиооборудования, так как в Союзе тогда производились по большей части морально устаревшие модели, да и тех хронически не хватало. Именно поставки первоклассного иностранного радио- и телефонного оборудования (часть которого затем советская промышленность без зазрения совести скопировала) позволили наладить в Красной Армии четкую связь между соединениями, что позволило не в пример эффективнее бить врага.
Не менее нужными оказались и тысячи тонн цветных металлов и стального проката. Так, одного алюминия было получено 300 тысяч тонн и примерно столько же изготовлено в СССР. А нужда в алюминии была большой, так как практически все советские военные самолеты тех лет из-за его нехватки имели хвост и крылья из дерева ( на цельностальные машины банально не хватало проката).

Было получено огромное количество пороха, взрывчатки и химических соединений, каучука. Например, Г. К. Жуков так отзывался об этих поставках:

— Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой.

Также союзники выручили нас и с высокооктановым бензином, производство которого в СССР до войны покрывало всего 4% от потребности. А так советская авиация смогла в полном объеме поддерживать сухопутные войска.

Но не только оружие, оборудование и сырье текли непрерывными потоками в СССР. За годы войны в нашу страну было поставлено 4,5 млн. тонн продовольствия. В 1943-44 гг. этих поставки носили жизненно важный характер, так как Красной Армией были освобождены колоссальные территории с многомиллионным населением, которое надо было чем-то кормить.

Лучшую, на мой взгляд, оценку программе ленд-лиза дал тогдашний член государственного комитета по обороне  Анастас Микоян:
— Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали.

А сколько жизней советских воинов удалось сохранить благодаря этой помощи!
Так что, приглашая на парад иностранные делегации, мы выражаем свою благодарность всем тем, кто с оружием в руках или у станка на предприятии помогал нашей Родине в трудный момент. И пусть никто не посмеет обвинить нас в неблагодарности!

Автор: Семен Ржевский, «Конаковская панорама»
29

Возврат к списку

ТГМУ дал старт новому студенческому движению
Эти молодые люди учатся не только лечить людей, но и спасать их в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Инициатором общероссийского движения спасателей среди медицинских вузов выступил Тверской государственный медицинский университет.
19.07.201719:42
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость