22 Июня 2017
$60
66.8
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура25.02.2016

Поистине народный

Фотограф: БОРИС МИХАЙЛОВ

Каким видел Родину Вячеслав Шумилов

Каким видел Родину Вячеслав Шумилов

Свежие маслянистые стебли льна связаны в упругие пучки. Поблескивает глазурь на крутом боку глиняной крынки. Матово светится темное дерево ковша с затейливо изогнутой ручкой. На кипенно-белом рушнике узоры каймы перекликаются с рассыпанными по столу гроздьями рябин. Цвета яркие и благородные одновременно: оттенки красного и коричневого безупречно сочетаются друг с другом, серебристая дымка окутывает желтые льняные стебли.

Это – картина Вячеслава Шумилова «Лен». Она из множества работ этого замечательного, одного из самых известных и признанных художников тверского края, выставка которого, приуроченная к 85-летию со дня рождения мастера, открылась в залах областной картинной галереи в бизнес-центре «Донской».

Основательно и щедро

В масштабной экспозиции собраны лучшие произведения – не только хрестоматийные, но и наброски, этюды, эскизы, показывающие, как работал маэстро, а главное – как он чувствовал и изображал жизнь. А делал он это основательно и щедро. Именно так отзывались о выставленных картинах первые посетители, и не согласиться с ними невозможно. 

– Это стремление представить на полотнах образ родной земли глубоко символично, – отметил на открытии выставки губернатор Андрей Шевелев. – В его творчестве – наша природа, родной край, его история, жители – все, что близко и понятно людям.

Когда смотришь на мощные, энергетически емкие, эмоциональные полотна, прямо дух захватывает, и буквально чувствуешь ни с чем не сравнимые древесные запахи недавно построенного дома, ощущаешь разлитый в воздухе аромат свежеиспеченного хлеба или простых кушаний вроде жареной рыбы и пирогов. Как на картине «Новоселье». Мелочей для Вячеслава Шумилова не существовало – он поэтизировал их, умел любую деталь включить в пространство искусства, сделать главным его предметом. Жизнь на полотнах мастера проявляется ярко, полнокровно. Ягоды рябины, высвеченные лучом солнца, не то что кажутся настоящими, они настоящие и есть. Шумилов умел убеждать в этом зрителя, и они сдавались художнику без боя, потому что безоговорочно верили ему, шли за ним, доверяли ему. Мало кто из ныне работающих коллег смог приблизиться к мастеру, все свое творчество посвятившему Родине.

Естественным образом нынешнюю экспозицию ставили в параллель с недавно завершившейся выставкой Валентина Серова в Москве, которая вызвала небывалый ажиотаж. Гости вернисажа выразили небезосновательную уверенность, что и «на Шумилова пойдут». Знаменитый тверской художник был поистине народным, и дело здесь даже не в официальном звании, которое ему было присвоено в 1991 году, а в признании его полотен широким зрителем.

– Что-то особенное было в его творчестве, – констатирует почетный председатель Союза художников России Валентин Сидоров и объясняет, что именно: – Притягательная сила земли. Кузова, туески на его картинах, корзины точно побывали в руках человека, и эту связь Шумилов тонко чувствовал и передавал.

Академик Сидоров вспоминает, что с Шумиловым он познакомился, когда вместе они ехали на Академическую дачу. В грузовике, сидя на коробках с продуктами, они много о чем поговорили в дороге. «Академической даче Слава никогда не изменял, она питала его живопись, как и живопись многих, кто писал в этих местах до него. Венецианов был одним из первых наших художников, обратившихся к теме жизни народа, и все последующие поколения брали, конечно, с него пример в первую очередь. После войны мы с упоением писали жизнь какой она есть, все, что окружало человека, и в творчестве Шумилова, которого вдохновляла душа народа, это нашло замечательное отражение».

Источник тем и сюжетов

На Академичку Вячеслав Федорович впервые приехал в 1956 году, где работал «в потоке» под руководством Александра Бубнова. Эта поездка сыграла огромную роль в становлении молодого художника и во многом определила его судьбу – Дача для него стала не только школой, но и постоянным местом работы, краем вдохновения, неисчерпаемым источником тем и сюжетов его картин, причем уже первые из них были замечены и зрителем, и критикой. На протяжении нескольких десятилетий основным в его творчестве был жанр натюрморта. Цветы и плоды, дары родной земли, разнообразные предметы, имеющие свою историю, всегда привлекали художника. Но если в жанровых работах им отводилась роль вспомогательная, то в натюрмортах они начинали жить своей собственной жизнью, рассказывая о прошлом и настоящем, о печальном и радостном.

Жанровые работы, которым на выставке уделено немало внимания, отмечены особенным проникновением во внутренний мир героев. Внимательный зритель наверняка заметит небольшой эскиз композиции «Колхозный рынок» 1974 года, а потом увидит саму картину. Она называется 
«На колхозном рынке» и датирована тем же годом. В процессе работы художник несколько сместил акценты, убрал некоторых героев, выгодно выделил на первом плане собственно прилавок, а не покупателей.

Центр притяжения

Таким образом выставка дает возможность проникнуть в мастерскую художника, постичь творческую мысль и проследить за ее развитием. Еще в экспозиции много фотографий. Шумилов в своей студии, на пленэре, с друзьями. На вернисаже вспоминали не только о Шумилове-художнике, но и о Шумилове-человеке, отмечая, что он всегда был центром притяжения, поражал своих знакомых и незнакомых широтой натуры, и об этом говорил настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Городня Алексей Злобин. Его душа и сердце были открыты. Прямой, искренний, артистичный (он поступил в театральное училище имени Щукина, но открывшийся процесс туберкулеза не позволил ему продолжить это образование), любящий Родину – таким 
художника запомнили знавшие его.

А Родиной для Вячеслава Федоровича, по словам его дочери, искусствоведа картинной галереи Ольги Пиотровской, была Академическая дача, семья, могилы близких, ежик, который жил под крыльцом его дома на Академичке. Он всегда испытывал гордость за свою страну и нигде, никогда не позволял другим унижать русского человека.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
723

Возврат к списку

У Обелиска Победы в Твери прошла акция «Памяти павших будьте достойны»
22 июня. Еще ночь, рассвет лишь угадывается. В 1941 году – это время, когда выпускники школ пока не дошли до своих домов, не в силах расстаться с бывшими одноклассниками, без конца вспоминая школьные годы, в которых поставлена точка, и немного волнуясь: что ждет впереди?
22.06.201715:39
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость