26 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование25.05.2010

Училище для учителей

История образцовой школы

История образцовой школы

На перекрестке улиц Гусева и Советской города Старицы стоит деревянное двухэтажное здание, которое служит общежитием педагогического училища. Сегодня мало кто из старичан вспомнит, что это здание в 1962 году было по реке Волге сплавлено в город Старицу из деревни Молоково. А ведь это здание в деревне Молоково было построено в 1900 году под образцовую второклассную школу. При ней в 1909 году был открыт учительский класс сроком обучения два года.

Поступали в такие школы в возрасте от 13 до 17 лет после вступительных экзаменов в объеме церковно-приходского образования. В церковно-учительские школы принимались юноши и девушки, окончившие второклассные школы. Будущие преподаватели изучали русский язык со словесностью и историю литературы, русскую и всеобщую историю, всеобщую и русскую географию, арифметику, основы геометрии, рисование, черчение, проходили также теорию словесности, «землеметрию», курс дидактики, знакомились с правилами школьной гигиены. В женских школах прививали навыки к рукоделию.

Заведующим Молоковской церковно-учительской школой был протоиерей местной Введенской церкви Иоанн Морковин. У него в подчинении было пять преподавателей – законоучитель священник села Перхурово Георгий Созонович Волосков; русского языка – Евгений Арсеньевич Лебедев; славянских языков, отечественной истории, дидактики и гигиены – Александр Иванович Сперанский; географии с физикой, арифметики и геометрии – Николай Николаевич Трунев; пения, хороведения и классного руководства – Николай Алексеевич Ильин.

В Тверском государственном архиве хранятся «Отчеты о состоянии Молоковской второклассной школы и при ней учительской образцовой, в учебно-воспитательном отношении» за различные годы. Приведем некоторые примеры из них, на наш взгляд, весьма интересные и любопытные.
«…В отчетном году в школьном общежитии содержалось 26 человек второклассной школы… Годовое содержание каждого воспитанника (со стиркой белья, чаем, сахаром и булкой в Воскресные и праздничные дни) обошлось 28 руб. 77 коп.

…Учебный день начинался в 6 час. 30 мин. Очередной дежурный по спальне следил за опрятностью уборки кроватей… В 7 час. – утренний чай с черным хлебом. В 8 час. – утренняя молитва. В 8 час. 30 мин. начинались классные занятия и продолжались до 13 час. 30 мин. В 1 час. 40 мин. воспитанники обедали. Обед состоял из двух кушаний. На 1-е блюдо подавалось в скоромные дни суп или щи с мясом, а в постные – гороховый  или суп с сельдями; на 2-е – гречневая каша, картофель с говяжьим салом. После обеда одни из воспитанников направлялись гулять на школьный участок, другие шли на послеобеденные уроки (пение, переплетное ремесло), третьи – занимались чтением, игрой в шашки и музыкой. В 16 час. – вечерний чай с черным хлебом. С 17 до 21 час. воспитанники занимались приготовлением уроков. В 21 час. – ужин; в 21 час. 30 мин. – вечерняя молитва. В 23 час. все ложились спать.

…Каждый день для занятия в образцовой школе назначался воспитанник из учительского класса… Пробные уроки велись так. Воспитанник в назначенный день давал урок, а накануне, за день или два, он брал у учителя образцовой школы материал для пробного урока. Затем писал подробнейший план и ход урока и представлял его на просмотр учителю дидактики. Урок проходил в присутствии учителей дидактики и образцовой школы и всех воспитанников учительского класса. Воспитанники отмечали хорошие стороны урока и промахи практиканта и записывали в свои тетради. Вечером производился разбор урока, делалась его оценка».

Однако расцвет церковно-учительских школ оказался недолгим. Не получавшие достаточной материальной помощи, они скоро перестали удовлетворять образовательные потребности населения. Низкая оплата труда приводила к оттоку преподавательских кадров. Кроме того, эти школы не выдерживали конкуренции со школой земской, где отрабатывали новые методики преподавания, старались расширить горизонты получаемого детьми образования и добивались более высокого уровня подготовки учителей. К тому же платили земства учителям на порядок больше, чем епархия.

В 1915 году Молоковская церковно-учительская школа прекратила свое существование. До революции осталась функционировать только образцовая второклассная школа. Потом школа, уже при новой власти, в результате реформ стала начальной – 1-й ступени, а с 1928 года – семилетней. До Великой Отечественной войны в школе было до 200 учеников, которых обучали 7 преподавателей. Долгое время Молоковскую семилетнюю школу возглавлял знаменитый старицкий краевед Дмитрий Александрович Цветков. При нем был расцвет краеведческой работы. В конце 50-х годов ввиду малочисленности учеников семилетняя школа была реорганизована в начальную школу. А в 1962 году решением Старицкого райисполкома пустующее здание бывшей Молоковской семилетней школы было сплавлено по реке Волге в город Старицу под общежитие вновь открываемого педагогического училища.

Автор: Александр ШИТКОВ, преподаватель педагогического училища, председатель Старицкого отделения Российского общества историков-архивистов, краевед
20

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Конаковский район Тверской области станет постоянным местом проведения «Народной рыбалки»
Сегодня, 25 февраля, на берегу Иваньковского водохранилища в Конаковском районе состоялся IX этап Всероссийского фестиваля «Народная рыбалка». Соревнования собрали небывалое количество участников — более 5 тысяч человек. 
25.02.201715:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию