20 Октября 2017
$57.57
67.93
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 25.05.2010

Как защитить сироту?

Фотограф: Ирина СМАЗНОВА

Этот вопрос обсуждался на областной научно-практической конференции

Этот вопрос обсуждался на областной научно-практической конференции

Только за первый квартал этого года в России произошло несколько нашумевших случаев жестокого обращения с детьми-сиротами. К примеру, воспитанники школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Забайкалье, сами пожаловались в прокуратуру на издевательства преподавателя – заместитель директора бил их бутылкой по голове. Сейчас он находится под стражей. В связи с этим в городах России прошли массовые проверки детдомов, таким образом, началась общенациональная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми. В нашей области тоже были проверки. Каковы их итоги и как планируется устранять выявленные нарушения? Об этом говорилось в четверг на областной научно-практической конференции в Тверском филиале Московского гуманитарно-экономического института.

Меры защиты ребенка от издевательств педагогов и самих родителей обсуждали сотрудники департамента образования области, директора и преподаватели школ-интернатов и дет-домов, профессора института, представители благотворительного фонда «Кто, если не я?», сотрудники ПДН УВД области и других организаций.

После посещения нескольких сиротских учреждений помощник Уполномоченного по правам человека в Тверской области по вопросам защиты прав детей Елена Баткаева пришла к выводу, что микроклимат в наших детдомах относительно благополучный. Случаев жестокого обращения с детьми не зафиксировано, материально-техническая база учреждений – на должном уровне. Однако в правовом отношении по-прежнему много недоработок: к сожалению, не везде есть стенды с уставами образовательных учреждений, ознакомившись с которыми ребята уже точно бы знали, что можно, а что нельзя. Это касается как сиротских учреждений, так и обычных школ. К примеру, недавнее анкетирование учеников  10-й гимназии Твери показало, что они, несмотря на имеющийся совет старшеклассников, слабо осведомлены в своих правах, а значит, если, не дай Бог, что случится, вряд ли смогут себя достойно защитить. Примерно та же ситуация и в других школах области.  В связи с этим решать конфликтные ситуации в образовательных учреждениях было бы проще, если ввести в них ставку школьного правозащитника – омбудсмена, уверена Елена Баткаева. Им может быть как учитель, так и родитель любого ученика или старшеклассник. В Московской области ставка омбудсмена введена еще с 1 сентября 2009 года, вопрос о введении правозащитника у нас пока обсуждается.

Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Тверской области Ольга Тараненко рассказала о результатах других проверок сиротских и интернатных учреждений. Они показали, что в некоторых интернатах и детдомах совершенно свободный доступ на территорию сирот. Ограждения и заборы либо сломаны, либо полностью отсутствуют. В некоторых – нет контрольно-пропускного режима, в результате чего учреждения превращаются в проходной двор. В нескольких детдомах, где больше ста воспитанников, специалисты не обнаружили системы видеонаблюдения. А это особенно актуально теперь, когда участились случаи самовольного ухода ребят из интернатов. Так, побеги зафиксированы в учреждениях Заволжского, Московского, Пролетарского районов Твери, в Вышневолоцком, Андреапольском, Кашинском, Кимрском и других районах области. Всего за первый квартал этого года интернаты и детдома покинул 21 ребенок.

Некоторые психологи отмечают у определенной категории сирот «синдром бродяжничества», тем самым оправдывая педагогов: ну если бродяжничать в крови у ребенка, значит, никакой лаской его не взять. Он все равно будет кочевать. Директор тверской школы-интерната №1 Нина Мякинникова уверена, что ключик к сердцу любого, даже самого обозленного, ребенка – доброта. И если дети то и дело сбегают из одного и того же учреждения, значит, в этом непременно вина педагогического коллектива. Значит, что-то не досмотрели, не обратили внимания на душевное самочувствие воспитанника. Может быть, и не было рукоприкладства, но было психологическое давление, которое порой даже хуже. Элементарный пример: у ребенка, обучающегося в школе-интернате, трудности с математикой или физикой. А педагоги-предметники, вместо того чтобы поддержать ученика, начинают его прилюдно укорять. По словам Нины Мякинниковой, в тверской школе-интернате № 1, как, наверное, и везде, не все педагоги идеальны, но к своим подопечным они нашли подход. Это арт-терапия. Не получается математика – займись творчеством, уверены здесь педагоги. У многих открываются скрытые способности к лепке, рисованию, пению, танцам. И теперь здесь перед каждым отбором конкурсантов на областные фестивали детей из интернатных учреждений большие очереди. Каждому хочется показать себя. Совсем недавно на одном из таких фестивалей народный ансамбль школы «Казачок» победил в номинации «Песня».

Нина Владимировна говорит, что сегодня нет очереди педагогов в сиротские учреждения, однако грамотную кадровую политику все равно никто не отменял. Чтобы предупредить эмоциональное выгорание педагогов, с ними, как и с самими воспитанниками, должны работать психологи. В каждом дет-ском доме необходимо разработать критерии оценки деятельности педагогов: проводить для них обучающие семинары и тренинги, кстати, консультационную помощь в этом плане будут оказывать преподаватели психологического факультета МГЭИ. Нужно взять на постоянный контроль психологическое состояние воспитателей, то же – и с воспитанниками. Не всегда хороша политика кнута, но здесь она может быть уместна: нужно чаще напоминать педагогам, что за однократное применение силы к ребенку по всем правилам наступает увольнение или даже уголовное наказание. Сегодня подобная концепция разрабатывается департаментом образования области.

Важно?эмоционально?поддержать и самих сирот, и детей с ограничениями в здоровье. Для этого в области многое делается тверским отделением?благотворительного фонда «Кто, если не я?». По словам Анны Горягиной, руководителя отделения, сегодня нескольким сиротам и детям-инвалидам области оплачивается дистанционное надомное обучение, занятия у репетиторов, в вузах им выплачивается стипендия. Кроме того, для детей из интернатов устраиваются мастер-классы. К примеру, вначале к ним приезжали московские специалисты – парикмахеры, военные, журналисты, а теперь ребята знакомятся с трудом тверских профессионалов. К примеру, воспитанники кадетской группы Некрасовского детского дома побывали почти в каждом самолете Мигаловского аэродрома. Приглашаются сироты и на хлебопекарное производство в «Волжский пекарь» – неудивительно, что потом многие сразу определяются с выбором профессии. Не менее важен, по словам Анны Степановны, постинтернатный патронат сирот, интересы которых нужно защищать всем миром. Потому что больше некому. И еще. По словам заведующей отделом социальной защиты департамента образования области Оксаны Мирошниченко, в нашей стране наметилась устойчивая тенденция: ежегодно у нас лишают родительских прав около 63 тысяч родителей. Бесспорно, что ни одно госучреждение не заменит семью, но оно вполне может и должно обеспечить теплый прием всем воспитанникам.

Автор: Ирина СМАЗНОВА
29

Возврат к списку

«Тверской переплет» вышел на международную орбиту
Сегодня, 20 октября, в Твери открылась Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
20.10.201720:57
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость