26 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование03.02.2016

Не будем злопамятны

Фотограф: RIDUS.RU

Службы примирения нужны школе

Службы примирения нужны школе

Морально-психологический климат – это то, что педагоги считают одним из самых проблемных моментов в современной школе. В числе причин чаще всего называют большую, чем лет 30 лет назад, свободу нравов, доступ к неограниченному количеству информации, часто – запрещенной. Все это способствует тому, что дети и подростки стали более агрессивны и действуют радикальными способами. Учителям и родителям далеко не всегда удается найти взаимопонимание с ними, да и друг с другом.

Ясно, что никакие образовательные программы не могут влиять на человеческие отношения. Но ведь должны быть способы сделать атмо­сферу школьной жизни более комфортной. Об этом шла речь на заседании совета Общественной палаты области, в котором приняли участие заместитель председателя регионального правительства Светлана Вержбицкая, министр образования Наталья Сенникова, члены ОП из числа педагогического сообщества. 

Председатель ОП Лидия Туманова напомнила те времена, когда учитель был непоколебимым авторитетом, единственным, по сути, источником информации. Ему безоговорочно доверяли, брали с него пример. Сейчас ученики, черпающие информацию из Интернета, иногда даже пытаются сами «экзаменовать» педагога. Но хуже всего, когда подростки неуправляемы. Примеры из российской действительности время от времени мы видим в СМИ. 

Светлана Вержбицкая отметила, что тема, которую подняли члены палаты, действительно актуальна. Конфликты с педагогами или с одноклассниками могут стать настоящей трагедией для ребенка, а ведь от того, как он будет ощущать себя в юном возрасте, зависит формирование его личности. Стоит сказать о том, что изменилась и роль родителей в тройственном союзе. Есть те, кто считает, что воспитывать обязана школа, другие, напротив, чрезмерно оберегают ребенка от ее влияния, запрещая даже участвовать в трудовых делах. Конфликты с учителями – не редкость. И, стоит отметить, последние тоже не всегда бывают правы.

Леонид Григорьев, профессор кафедры социологии ТвГТУ, представил соцопрос на тему «Современный учитель глазами выпускников школы», который его студенты провели среди 239 первокурсников ТвГТУ и ТвГУ. 

Больше всего в учителях дети ценят такие качества, как умение доступно объяснять материал – 18%, способность заинтересовать своим предметом – 14%, уважение к ученикам– 13%, чувство юмора – 10%. На последнем месте в таблице – принципиальность и эрудиция. Не нравится подросткам в педагогах злопамятность – 17%, возвеличивание своего предмета в ущерб другим– 16%, неумение доступно объяснять материал – 14%, высокомерие – 13%. 

На вопрос, приходилось ли вам испытывать гордость за своих педагогов, 75% респондентов ответили утвердительно, 12%– отрицательно. 

Даже еще 5 лет назад тема школьных взаимоотношений и личности учителя так широко не обсуждалась, считает Наталья Сенникова. Тогда первостепенны были вопросы скорее материально-технического характера. Теперь появилась необходимость психологического анализа и вмешательства. В 2013 году утверждены профессиональные стандарты педагога, где говорится о соблюдении правовых, этических норм. В 2017-м они будут закреплены законодательно.
Педагогическому сообществу дается время, чтобы все обсудить, но, по сути, ничего нового педагогам не предлагается. Как и 30–40 лет назад, в основе лежат общепринятые нормы морали. На это стоит особо обратить внимание тем молодым учителям, которые слишком любят откровенничать в соцсетях. 

Новым понятием является, пожалуй, педагогика сотрудничества, которая отличает школу прошлого от школы настоящего. Но это все равно не панацея от конфликтов. К службе школьных психологов, которые уже 25 лет назад стали первым шагом на пути к их урегулированию, в последнее время добавились конфликтные комиссии, а также службы медиации – новое направление, которое только начинает развиваться. Сейчас они существуют в 24 муниципалитетах области. По сути, это школа социального сотрудничества: педагоги, дети и родители приобретают навыки разрешения конфликта мирным путем. За недолгое время существования разобрана 1 тысяча случаев, и это говорит о том, что такая форма взаимодействия востребована. Проблема в том, что заниматься этим должны подготовленные люди. Сейчас подготовку осуществляет областной институт усовершенствования учителей, но специалистов недостаточно. Лидия Туманова предложила поддержку в качестве образовательного проекта со стороны ОП и адвокатской палаты. Ее председатель Александр Севастьянов такую идею поддержал, предложив организовать мастер-классы со стороны профессиональных медиаторов, которые работают при адвокатской палате.

Юлия Юрьева
Автор: Юлия Юрьева
114

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию