27 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура26.01.2016

Работа над ошибками

Фотограф: АРХИВ НАТАЛЬИ ЛЕБЕДЕВОЙ

Главный редактор питерского издательства рассказал, как нужно писать книги

Главный редактор питерского издательства рассказал, как нужно писать книги

Встреча с Александром Прокоповичем, главредом «Астрель-СПб», прошла в актовом зале Тверского колледжа культуры имени Н.А. Львова. Cеминар для начинающих и не только начинающих авторов он посвятил тому, как организовать творческий процесс так, чтобы их книги появились на прилавках магазинов. Корреспондент «ТЖ» вместе с литераторами прислушался к советам.

Эта встреча вовсе не походила на мастер-классы, которые дают маститые писатели или критики. Александр Прокопович не разбирал произведений участников встречи и не указывал на ошибки, которые они сделали в своих рассказах, повестях и т.д. Разговор шел не о конкретных писательских просчетах, а о типичных недостатках литературных текстов, из-за которых ни одно издательство их никогда не опубликует. Если в общих чертах, то тему семинара можно было бы сформулировать так: «Как прийти в литературу и как писать книги, которые издают и покупают». Модератор семинара сразу же предупредил, что большинство ошибок, как правило, носит чисто технологический характер. Это подтвердила и тверская писательница, участница книжной выставки-ярмарки «Тверской переплет», соведущая семинара Наталья Лебедева, чей очередной роман – «Крысиная башня» – совсем недавно вышел в питерском издательстве.

Само содержание разговора могло бы напомнить лекцию по теории литературы, но Александр Прокопович выступал не как занудный профессор, а как собеседник, который, обладая большим опытом и знаниями, по-дружески советует, каким образом сделать свой путь в большую литературу не очень тернистым. При этом, рассказывая о композиции произведения, он приводил нетривиальные примеры, шутил и, вообще, делал все, чтобы никому не было скучно, ведь хорошая литература – это всегда интересно. Нельзя, предостерегал главный редактор, экспозицию растягивать до финала, давать в самом начале развернутые описания природы. Конечно, в литературе есть примеры, когда вся книга представляет собой экспозицию – «Понедельник начинается в субботу».

Но не все конгениальны Стругацким. Наталья Лебедева считает, что в начале повествования лучше показать мир, в котором развиваются события, через действие. Вообще, это главное в любом тексте, отметил соведущий, обративший внимание аудитории на то, что каждый элемент композиции есть небольшая история в большой истории, которую и должен в идеале предложить читателю писатель. Однако, по его словам, в 99% случаев в присылаемых в издательство текстах она, к сожалению, отсутствует. «Есть ли у меня история? Кто мой герой?» – эти вопросы обязательно должен задать себе автор и ответить на них, говорит Александр Прокопович.

На семинаре речь шла и о выборе жанра. Как понять, что, например, триллер именно твой жанр? Оказывается, очень просто. Редактор посоветовал прийти в книжный магазин, осмотреть полки и выбрать ту из них, на которой хочется увидеть собственное творение. Это и будет твой жанр – триллер, фэнтези, любовный роман и так далее. Большая ошибка, по мнению Александра Прокоповича, писать межжанровые вещи – шансы на публикацию таких романов сводятся к нулю. Потому как жанр является своего рода обещанием, которое писатель дает читателю, и обманывать его ожидания, превращая, скажем, детектив в мелодраму, ни в коем случае нельзя. Один из немногих удачных примеров смешения жанров – роман Гиллиан Флинн «Исчезнувшая», начинающийся как мелодрама, а в ходе развития действия перерастающий в триллер. Однако подобные эксперименты, вновь подчеркнул Александр Прокопович, не всем авторам по плечу.

Одной из основных ошибок начинающих писателей он назвал неумение моделировать мир произведения и нежелание, а подчас и неспособность понятно рассказывать. Понятность же – ключевое слово в современной российской литературе, которая, если это настоящая литература, существует в сфере психологии, и умелый автор, как опытный манипулятор, заставляет читателя испытывать самые разные эмоции, вынуждает верить ему. Однако только в том случае, когда придуманная история выглядит достоверной.

Конечно, за одну, даже очень продолжительную встречу нельзя охватить необъятное и вообще нельзя дать человеку точные рекомендации, как ему стать писателем. Освоение одних только технических приемов письма не гарантирует литературного успеха – тут еще талант нужен.

Евгений ПЕТРЕНКО
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
110

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию