26 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование21.05.2010

Нам нужны истинные оценки

Ученики лучше знают, что происходит в голове у лягушки, нежели в своей собственной

Ученики лучше знают, что происходит в голове у лягушки, нежели в своей собственной

Статья учителя из Весьегонска Михаила Верхоланцева («ТЖ» от 16.04.2010) так же, как и эпатирующий телефильм «Школа», заставляет всерьез задуматься о бедах современного образования, а пуще – об их причинах.

Опытнейший педагог с 60-летним стажем, перечисляя несуразицы школьной жизни, по сути, подводит читателя
к мысли о хронической болезни образования, замордованного реформами. Мы хотели бы продолжить мысли автора.
Прошедшее 15 апреля Всероссийское совещание руководителей сферы образования при всей правильности некоторых утверждений и гордости за Тверской регион вызвало некоторое неприятие благостного официоза.
Чем объяснить отличную оценку, поставленную тверскому образованию, если в регионе более 50% преступлений совершается учащимися, а уровень алкоголизма, никотиновой и наркозависимости остается весьма высоким среди подростков?

На наш взгляд, система нынешних критериев деформирована в сторону количественных показателей. На первом месте количество положительных учебных оценок, вложенных средств, поставленных компьютеров, школьных автобусов. А качество ученика, его духовность, раскрытие творческих возможностей? Оценки за учебу существуют сами по себе, а вся остальная жизнь учащихся как бы сама по себе.

Почему нет ни одной школы, где не было бы детей, пристрастившихся с 11–12 лет к вредным привычкам?  Откуда тогда может возникнуть стремление к здоровому образу жизни?

Почему в основном школа пытается подготовить эрудитов, а не мыслителей? Предмет астрономия как обязательная мировоззренческая дисциплина также отсутствует в учебных планах.

Нет и «возрастной психологии», хотя самое главное в образовании – психологическое развитие детей. Сегодня учащиеся лучше знают, что происходит в голове у лягушки, нежели в своей собственной.

В школах нет уроков семейной жизни, здесь не учат эмоциональной культуре, умению любить. Может быть, поэтому институт семьи деградирует, перестает восприниматься как святость?

Внимание, оказываемое органами власти образовательным учреждениям, исчерпывается преимущественно лишь их материальной подпиткой. Но не уделяется должного внимания серд­цевине, ядру учебно-воспитательного процесса – развитию образовательных технологий, посредством которых только и реализуются все образовательные усилия.

В области наблюдается некая эйфория по поводу  тактических образовательных успехов, не обеспечивающих необходимого стратегического результата. Но ведь хорошо известно: можно выигрывать отдельные бои, но проиграть войну. Нет смысла увлекаться деталями, если дефектна сама конструкция. Школы зажаты в бюрократические тиски, завалены различными бумагами и указаниями, которые пожирают у педагогов и учеников время, интеллект, затрудняя любую инновационную активность «снизу».

Даже сотрудники Тверского област­ного института усовершенствования учителей лишены возможности общаться с педагогами и родителями в исследовательских целях, пока директора школ не получат разрешения сверху.
Из образовательного процесса фактически исключены и родители, являющиеся непосредственными «заказчиками» «образовательной продукции». Они никогда не удостаиваются приглашения на массовые педагогические мероприятия. Мы уж не говорим об общественных организациях, которые имеют прямое отношение к образовательной деятельности – Петровской академии наук, Философского общества России, союзов журналистов, театральных деятелей, Ноосферной академии наук. А они могли бы выступить единомышленниками педагогического корпуса.

Почему не проводятся широкие научные конференции, не подвергаются на них определенной инвентаризации возможности традиционной педагогики, уже неспособной в новых условиях обеспечить полное и успешное удовлетворение всевозрастающих общественных и индивидуальных образовательных потребностей.
Наконец, если учитель – главная фигура образовательного процесса, почему никто не занимается повышением его уровня квалификации до необходимого сегодня: педагога-когнитолога, интеллектолога, методолога, номолога, акмеолога и т.д.? Ведь без нового учителя, модернизационного типа, инновации образовательного процесса немыслимы.

Выходит, отличная оценка, поставленная тверскому образовательному креативу, это по существу лишь некий аванс, предоплата. Пока же она дезориентирует педагогическую и родительскую общественность и демотивирует осуществление национальной инициативы «Наша новая школа». А нам нужны истинные оценки наших образовательных успехов.

Автор: Георгий Комарницкий, Владимир Осипов, Владимир Анисимов, Вячеслав Башилов, сотрудники лаборатории ноосферного образования Тверского института усовершенствования учителей
4

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию