08 Декабря 2016
$63.91
68.5
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование20.05.2010

Школа Мильтоняна

Признанная в России и СНГ, но не в Твери

Признанная в России и СНГ, но не в Твери

Год учителя – прекрасный повод повторить сказанное много раз о величии этой профессии. Но так ли уж значим реальный вес педагога в нашем государстве?

Лет двадцать назад, когда вся страна говорила о школах Ильина, Щетинина, Амонашвили, казалось, что опыт этих замечательных учителей обязательно ляжет в основу новой российской системы образования. На самом же деле о подлинных педагогах-новаторах быстро забыли, а наспех внедренные «новации» привели к заметному снижению уровня и качества образования. Нынешняя реформа тоже осуществляется без учета мнений самих педагогов. В том числе и тех, кто создал собственные педагогические школы, основанные на гуманистических принципах и бесконечной любви к своей профессии. Одним из таких педагогов является и Степан Ованесович Мильтонян.
Среди педагогов-струнников, работающих в пределах бывшего СССР, немного тех, кто не слышал о методике Мильтоняна. Вышедшая в 1996 году «Педагогика гармоничного развития скрипача», да и другие его книги давно уже стали библиографической редкостью. Семинары и мастер-классы, которые Степан Ованесович время от времени проводит в разных городах России и ближнего и даже дальнего зарубежья, неизменно собирают полные аудитории. Восторженные отзывы на них могли бы составить солидный том. О признательности учеников, соприкоснувшихся с Мастером за 45 лет его подвижнической деятельности, надо говорить отдельно. Среди них немало первоклассных музыкантов, ставших солистами или играющих в самых знаменитых оркестрах. Многие пошли по стопам учителя, став музыкальными педагогами. В прошлом году на 70-летие Степана Ованесовича съехались около сотни его учеников. Если бы не трудные времена, их могло быть в несколько раз больше. Всех их вело в Тверь чувство глубокого духовного родства с учителем. И это чувство для Мильтоняна дороже всех званий и иных достижений.

Оговорюсь сразу: равняться на этого человека, подражать ему – бесполезно. Он уникален во всех отношениях: как музыкант, как педагог, вообще как редкостно гармоничная личность. Господь одарил его множеством талантов, из которых главных два: музыкальный и педагогический. Его дар скрипача, по мнению некоторых знающих в этом толк музыкантов, мог бы принести ему едва ли не мировую славу. Но служить одному этому дару значило бы принести в жертву главную для Мильтоняна радость – радость творца, формирующего личность. Именно личность ученика составляет и цель, и смысл его педагогического труда. Творческий человек, богатый духовно, крепкий физически, доброжелательный ко всем и настроенный на сотрудничество, – разве не такая личность должна составлять цель любого образовательного и воспитательного процесса? В принципе с этим никто не спорит. Но очень немногие, подобно Мильтоняну, берутся этот процесс реально осуществлять. Ради этой цели он водит своих учеников в байдарочные походы (52 похода, организованные и проведенные одним человеком, – это же материал для книги рекордов!), учит их не только личному, но и совместному творчеству, начиная с игры в небольших ансамблях. Да мало ли что может придумать человек, влюбленный в своих учеников не за их таланты, а просто за одну возможность помочь им стать совершенными, насколько это возможно, людьми!

Почему же современная система образования выстроена таким образом, что за формирование гармоничной, интеллектуально и духовно развитой личности ни педагог, ни одно из учебных заведений не несут никакой ответственности? Пресловутая успеваемость, результаты ЕГЭ, количество поступивших в вузы выпускников – вот и все показатели деятельности школьного учителя. В ссузах и вузах картина та же. Не лучше обстоит дело и в так называемых элитных учебных заведениях, куда набирают действительно талантливых и способных молодых людей. В тех же российских (и не только) консерваториях почти безраздельно царствует жесткая методика шлифовки исполнительского мастерства, которая, по мнению великого Иегуди Менухина, может «выхолостить индивидуальность в анонимную виртуозность, и только самые несгибаемые могут пережить такое обращение, не утратив свою человеческую личность и свою индивидуальность».

То, что называется «методикой Мильтоняна», на самом деле далеко выходит за рамки музыкального образования. В прошлом году Степан Ованесович направил письмо президенту Медведеву, в котором задается вопросом: почему, издав известный документ «О гуманизации наказаний», наша власть так мало заботится о гуманизации образования? Он убежден, что вложения в гуманизированное или, говоря по-русски, очеловеченное образование намного снизят остроту проблемы правонарушений среди молодежи.

Но эта цель при всей ее важности далеко не главная. Превратить сам процесс образования и воспитания личности в радостный творческий труд – именно такой должна быть основная цель подлинной педагогики. Этот труд может быть и тяжелым, но главное – чтобы он был осмысленным, чтобы он опирался на естественное для всякого человека стремление к максимальной самореализации. Человеку свойственно стремление к гармонии, к равновесному развитию всех сторон его личности, и ущемлять это стремление – значит идти против природы. Именно это направление характерно для современной школы. Большинство российских школьников воспринимают учебу как каторгу, как жестокое наказание, потому что она совершенно игнорирует их личность, подавляет, а не поощряет тягу к творчеству.

В методике Мильтоняна даже самые первые, еще «домузыкальные» упражнения будят воображение, создают творческий настрой. Его 7–8-летние ученики уже на первом году обучения начинают сочинять музыку. Методика эта отработана десятилетиями, ее берут на вооружение музыкальные педагоги в десятках регионов. Она одобрена высшими авторитетами в этой области.

Но Мильтоняну этого мало! С недавнего времени он берется заниматься и со взрослыми, не имеющими музыкальной подготовки, и уверяет, что через пару недель они смогут создавать собственную музыку. Такой опыт у него уже есть. Но наивный расчет на то, что олигархи станут в очередь, чтобы получить возможность блеснуть перед коллегами исполнением собственных скрипичных произведений, увы, не оправдывается. А Степану Ованесовичу очень нужны деньги! Не на себя – он-то привык обходиться скромным заработком преподавателя музучилища. Он мечтает возродить Центр гармонического развития детей, когда-то уже созданный в Твери по его предложению, но потом у него не вполне понятным для него образом отобранный и прекративший свое существование.
Надо сказать, что общественная активность Мильтоняна столь же активна и многогранна, как и он сам. Это им еще в 1980 году создан родительский клуб «СемьЯ», призванный распространять опыт семейного воспитания. (Кстати говоря, опыт собственной семьи Мильтоняна совершенно блистателен и заслуживает отдельного исследования и распространения.) За годы, когда он был председателем правления Тверского музыкального общества, были осуществлены многие из его идей, среди которых и конкурс юных скрипачей, со временем получивший имя Андрея Корсакова, и статус открытого российского. Воплощением его идеи стал и ставший всероссийски знаменитым фестиваль «Музыкальное лето Селигера». В 1990 году Мильтонян стал президентом Ассоциации педагогов-струнников, три года спустя принятой в Европейскую ассоциацию ESTA. Он же был редактором газеты педагогов-струнников России «Ключ».

В свете всего вышесказанного возникает естественный вопрос: почему человек, обладающий такими качествами, имеющий такой опыт и такие достижения, не может получить самого естественного и нужного не столько ему, сколько всем нам: собственной школы? Конечно, в известном смысле такая школа существует, и через нее уже прошли сотни людей. Но школа Мильтоняна как образовательное учреждение, как здание, наконец, могла бы стать не просто одной из важнейших достопримечательностей Твери, но и центром той самой гуманизации образования, без которой немыслима, да, пожалуй, и не нужна социально-экономическая модернизация страны, региона, города.
Надо сказать, что в Твери не так уж мало людей, которые понимают, что школа Мильтоняна или Центр гармонического развития, или то и другое вместе совершенно необходимы. Еще больше таких людей за пределами нашего региона. Проблема в том, что такая школа не очень умещается в ведомственные рамки. Музыкальные школы и училища идут по ведомству культуры, общеобразовательные школы и детские сады, также нуждающиеся в методике Мильтоняна, – по ведомству образования. Городской комитет по культуре, туризму и спорту вроде бы отнесся к идее воссоздания ЦГР благосклонно. Но будет ли решен этот вопрос к общей пользе – пока не ясно.

Автор: Сергей ГЛУШКОВ
176

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию