25 Января 2017
$59.22
63.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура26.11.2015

Непокорные смыслы

Фотограф: Александр СОЛОДКОВ

В областном центре поставили Эжена Ионеско

В областном центре поставили Эжена Ионеско

В Доме актера «Артель Кузьмы Шампанского» и общественная организация «Культурный город» представили художественный спектакль-перформанс «#Любовь #Война #Бред», поставленный Тарасом Кузьминым. Это второй проект «Артели». 

Первым был спектакль «ХВАТь» по мотивам рассказа Владимира Набокова, собравший после премьеры и хорошую прессу, и ряд наград на театральных фестивалях. В основе новой работы – пьеса Эжена Ионеско «Бред вдвоем», стараниями авторов превращенная в остроактуальное художественное высказывание.

Обычно принято считать, что «Бред вдвоем», написанный в 1962 году, отражает антитоталитарное мировоззрение драматурга, посвятившего этой теме и другую свою пьесу – «Носороги», в которой речь идет о коллективной мутации под воздействием насаждаемой идеологии. Вместе с тем писатель изображал жизнь человеческого духа, способы же для этого он избирал для своего времени новые, демонстрирующие распадение смысла и формы всех элементов традиционной пьесы.

«Делая эскиз спектакля в апреле 2015 года, мы и представить себе не могли, что в ноябре 2015 года французская пьеса о людях, которые боятся выходить из дома из-за взрывов на улице, будет настолько жестоко и болезненно актуальна», – говорится в программке. 

В комнате, сплошь заваленной газетами, проводят свое время герои – Он (Тарас Кузьмин) и Она (Юлия Бедарева). Их костюмы также «сшиты» из газет с большими и маленькими заметками на злобу дня. Из динамиков раздаются тревожные сообщения, в них слышны слова: терроризм, террористические атаки и проч. До этого на экране некто рисует карту мира, обозначает на ней страны, наклеивает на место, где они располагаются, государственные флаги, а потом смешивает все, нарушая мировую гармонию. В тесном пространстве, в котором происходит действие, она также нарушена, и не только потому, что персонажи находятся в постоянном страхе новых бомбежек. Не они одни разрушают привычную жизнь. Она проходит в огромном информационном потоке, с которым персонажи не в силах справиться, но все равно пытаются найти в лавине газетных публикаций близкие им слова вроде «любовь», «мир» и так далее. Они вырезают их маникюрными ножницами, но новые предложения и соответственно новые смыслы не складываются. Зато все публикации на тему войны и бреда можно быстро найти, снабдив эти слова, как в названии спектакля, хештегами.

Герои хоть и живут в совершенно конкретном квартале, но находятся вне всяких границ и всяких государств, они не то чтобы выброшены из жизни, но вброшены в ситуацию, трудно совместимую с жизнью. И поэтому персонажи спорят, например, о том, одно ли животное улитка и черепаха. Этот спор, порой нелогичный, абсурдный, в какой-то степени показывает и трагедию языка, поднятую Ионеско в одной из самых знаменитых своих пьес «Лысая певица», и трагедию человека, существующего в апокалиптическое время, живущего с ощущением, что некогда существовавший рай навсегда потерян.

Экзистенциальное звучание при этом отчасти снижается: вместо головных уборов у героев Тараса Кузьмина и Юлии Бедаревой обыкновенные дуршлаги, которые можно воспринимать и как подобие касок, и как отсылку к пастафарианству, пародийной религии, придуманной американцем Бобби Хендерсоном. Градус серьезности в таком случае падает, поскольку большего абсурда, чем Церковь летающего макаронного монстра, трудно себе представить. Абсурдистский текст Ионеско, лежащий в основе сложносочиненного драматического пазла, который собирают артисты, приобретает иные смыслы, главный из которых сформулировал сам драматург, говоривший о том, что все его пьесы реалистичны настолько, насколько абсурдно происходящее в окружающем мире.

Мир, впрочем, перестает существовать. По крайней мере нарисованные в начале спектакля страны исчезают в том порядке, в котором появлялись. Портреты политических деятелей, разрезанные на фрагменты, никак не складываются в правдоподобный фоторобот, остается только газета и вырезанные слова. Сложенные вместе, они составляют фразу «Любовь не спасет мир». Но финал спектакля несколько уточняет ее пугающий смысл.

Евгений ПЕТРЕНКО

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
66

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Игорь Руденя на съезде Единой России сделал акцент на программе развития Нечерноземья
В Москве состоялся XVI отчетно-выборный съезд партии «Единая Россия». Политический форум собрал более трех тысяч участников: членов партии из всех регионов страны, представителей министерств и ведомств, общественных организаций, журналистов.
23.01.201721:11
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию