05 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура23.11.2015

Во всякой красоте таится правда

Фотограф: www.tverlife.ru

Именно так считает заслуженный художник России, член Союза художников Николай Чувахин, выставка которого «От чистого истока» открылась в зале искусств областной библиотеки имени А.М. Горького

Именно так считает заслуженный художник России, член Союза художников Николай Чувахин, выставка которого «От чистого истока» открылась в зале искусств областной библиотеки имени А.М. Горького

К экспозиции, составленной исключительно из пейзажей, с которой познакомился корреспондент «ТЖ», очень подходят слова Константина Станиславского о том, что всякая красота – правда.

Выставки, регулярно проходящие в этом зале Горьковки, играют исключительную роль в представлении творчества наших художников, поскольку мастера даже самого большого дарования раскрываются в камерном пространстве совершенно по-другому. Прежде всего потому, что экспозиции здесь устраиваются не монографические. Для показа обычно выбирается какая-то определенная тема, которую разрабатывает художник, но представление ее может вполне претендовать на масштабность и всеохватность. Николай Чувахин успешно работает в разных жанрах. Постоянным посетителям вернисажей хорошо знакомы его портреты, на которых он изображает своих современников, людей, живущих рядом, среди которых особенно примечательны женские образы, отличающиеся и психологизмом, и вниманием автора к внутреннему миру модели. Нынешняя выставка посвящена еще одному излюбленному жанру Николая Чувахина – пейзажу, и тут он выступает как преданный и достойный продолжатель традиций русской живописной школы и ее ярчайших представителей, и прежде всего Исаака Левитана.

Здесь надо сказать, что сейчас в картинах Николая Чувахина (по крайней мере вошедших в экспозицию) преобладает именно лирическое начало. Однако такой мировоззренческий и творческий подход, такое видение окружающего мира сложилось не сразу. Художественный стиль живописца формировался под влиянием «сурового стиля» 1960-х годов, но мастер уже тогда старался не следовать его законам. Известная монументальность и декоративная четность, конечно, на полотнах присутствовали, но чем дальше развивалась собственная манера автора, тем больше менялось образное видение мира. На полотнах воплощались уже не обобщенные темы, монументализация жизненных впечатлений сменилась сердечным и глубоко личным их переживанием.

Собственно, об этом и новая выставка, которая показывает глубокий, заинтересованный взгляд художника на природу. Он любуется среднерусскими видами, поэтизирует их, возвеличивает своим искусством. Дело здесь не в том, что Николай Чувахин приукрашивает действительность, как это делали мастера начала XIX века, которые даже русскому пейзажу старались придать итальянский колорит. Тверскому живописцу ничего не нужно «дописывать» за природу – она и без того дает богатейший материал для наблюдений. Нужно лишь увидеть красоту и, запечатлев ее на холсте, придать ей объективный статус. Статус правды, поскольку, проходя мимо, мы порой и не замечаем, как прекрасна Тверца в своем быстром течении, что кашинская площадь наполнена жизнью, а старая усадьба (так называется одна из картин), спрятавшаяся за желтеющими деревьями, есть воплощение самой истории и таит в себе много интересного…

Пейзажи Николая Чувахина всегда наполнены свободно льющимся светом, который играет на листьях, одухотворяет простую деревенскую улицу, наполняет живописными эффектами лесные виды. Многие из работ построены на тонких светотеневых сочетаниях, добавляющих композиции дополнительные смыслы, придающие ей определенный романтический ореол. Действительно, как-то иначе, нежели в романтическом дискурсе, картины Чувахина трудно воспринимать, особенно если принять во внимание многообразие их цветовых решений – от сильных красочных созвучий до тонкой нюансировки сложной цветовой гаммы. Объединенные общей темой, произведения становятся выражением, пожалуй, общего чувства восхищения. Старые церкви с их строгой архитектурой никого не могут оставить равнодушным и просто притягивают взгляд. Цветущая черемуха привлекает своими ароматами и пышностью настолько, что невозможно пройти мимо. Осень в Бернове радует глаз яркими, густыми красками и величественной далью. Валунный Чертов мост в Грузинах поражает своей необычностью. А вид на Прутенку – открывающимися просторами. В каждой из этих работ видна сокровенность мысли и чувства, на первый план выходит пленэрное восприятие природы, что подтверждает: только выехав на этюды, можно ухватить главное, поймать мотив, который будет еще долго и долго волновать художника, пока набросок, сделанный с натуры, не превратится в полноценную картину. Нельзя не сказать, что Николай Чувахин был тесно связан с Дальним Востоком, где природа совсем другая, чем у нас. Теперь уже очень долго он пишет Верхневолжье. И делает это с явным удовольствием, при этом умело воплощает основополагающие категории искусства – верность натуре, поэтическую метафору, чувство современности.

Всматриваясь в произведения Николая Чувахина, написанные в разные годы, убеждаешься в том, что художник сохраняет редкую приверженность определенному кругу тем. Его творчество представляется удивительно цельным, почти не подверженным внешним сомнениям и метаниям, ведь главная его задача – утверждение добра и красоты, выражение лирического, светлого отношения к жизни.

Евгений ПЕТРЕНКО

Досье «ТЖ»

Николай Николаевич Чувахин, заслуженный художник РФ, член Союза художников России с 1980 года, живописец. Окончил Ленинградский государственный институт живописи, скульп­туры и архитектуры имени И.Е. Репина (1977 ). 

После получения диплома работает в г. Комсомольск-на-Амуре. Следуя требованиям времени и душевному порыву, совершает творческие поездки на Камчатку, Курилы, Сахалин, на строительство БАМа. С 1995 года Николай Николаевич живет и работает в Твери, участник художественных выставок с 1979 г., в том числе краевых, республиканских, всесоюзных, всероссийских, персональных. 

Награжден Дипломом Российской Академии художеств, Золотой медалью за вклад в отечественную культуру, Золотой медалью Союза художников России, Почетной грамотой Министерства культуры РФ, лауреат премии губернатора Тверской области.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
383

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию