24 Января 2017
$59.5
63.94
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Журналист месяца18.11.2015

Октябрь 2015 года Сахарова Светлана Ивановна

«Вглубь веков гляжу с волнением...»

Сахарова Светлана Ивановна родилась 29 сентября 1973 г. в Тверской области, Сандовском районе, д. Крылово. В 1992 году окончила Торжокское педагогическое училище трудового Красного Знамени по специальности учитель начальных классов. Восемь лет проработала учителем русского языка и литературы в Пневской сельской средней школе Сандовского района. Во время работы училась в Тверском государственном университете. В 2000 году жизнь Светланы круто изменилась из-за внезапно настигшего ее тяжелого недуга. Прогрессирующий ревматоидный полиатрит не дал девушке возможность защитить Красный диплом о высшем образовании. Светлана была полностью недвижима, прикована болезнью к постели. Но она не сдавалась. Стала самостоятельно заниматься и поднялась на ноги. Сейчас ходит сама, но в деревне сложно одной справляться с хозяйственно-бытовыми работами, поэтому молодая женщина сегодня живет в Доме-интернате для престарелых и инвалидов в д. Топалки Сандовского района, в 30 км от райцентра. Светлана – инвалид 2 группы. Несмотря на болезнь, поразившую все суставы, старается быть активной и полезной, вяжет, рисует, помогает по-возможности престарелым и детям, много читает и, как филолог с неоконченным из-за болезни высшим образованием, превозмогая ежедневную боль, пишет. Пишет о том, что ее волнует, что близко и по-душе. В этом году Светлана прошла дистанционное обучение компьютерной грамотности в учебном центре «КомпьютериЯ» по специальности оператор ПЭВМ и получила свидетельство об окончании курсов по работе с компьютером. Несколько лет сотрудничала с газетой «Сандовские вести», как внештатный автор, в июне 2015 года зачислена в штат редакции корреспондентом. По совместному проекту с Центром занятости населения в рамках региональной программы в редакции для С.И. Сахаровой оборудовано рабочее место для инвалида, для работы приобретены: ноутбук, фотоаппарат, диктофон, принтер, специальное кресло. Светлана освоила работу на компьютере, с цифровым фотоаппаратом, созданные статьи по Интернету присылает в редакцию.

С ее публикациями и стихами на страницах газеты о родном крае, его живописных местах, о трудолюбивых людях, проживающих на сандовской земле, хорошо знакомы читатели. Весной 2015 года в свет вышел районный альманах «Путь к успеху» с девизом: «Гордимся, что мы – сандовчане!» В издание вошли материалы о трудовых, творческих, спортивных и общественных достижениях сандовчан, во второй части альманаха опубликованы замечательные стихи Светланы Сахаровой, презентация книги прошла в районе в преддверии районного Дня труда. Ежегодно Светлана Сахарова участвует в областном фестивале для людей с ограниченными возможностями «Путь к успеху», где награждена Благодарственным письмом Губернатора Тверской области А.В. Шевелёва. На районном празднике День труда она награждена Благодарственном письмом Главы Сандовского района М.М. Тихомировой за активную жизненную позицию.

«Вглубь веков гляжу с волнением...»

ЛЮБОВЬ К ПРЕКРАСНОМУ ЖИВЁТ В ВЕКАХ

«Вещи имеют свою судьбу», - Говорили в древности. И в самом деле,есть на свете много вещей, переживших удивительные приключения, каких нарочно не выдумаешь. Но ведь судьба вещи всегда в руках людей, а люди творят историю.

В деревне Топалки при сельской библиотеке есть небольшой краеведческий музей «Я вглубь веков гляжу с волнением». Его хозяйка, организатор, собиратель, оформитель, экскурсовод (всё в одном лице) – библиотекарь С. Г. Суслова.

Наше прошлое – его сохранением и занялась однажды Светлана Геннадьевна. Вначале это было всего несколько предметов древнего быта и печальная летопись Великой Отечественной войны. Простенькие экспонаты как бы возвращали в детство. Ведь это жизнь наших дедов и прадедов. Постепенно предметов старины становилось больше и больше. Одного шкафа и нескольких полок им стало мало. Вот тогда-то Светлана Геннадьевна и задумалась о том, что нужно создать что-то наподобие музея. Эти предметы привлекали особое внимание. Читатели приходили в библиотеку за книгой, к уголку со старинными вещами подходили взглянуть из любопытства, но застревали около него надолго: рассматривали, трогали руками, расспрашивали. Как прекрасны эти полотенца, вытканные на ручных станках и любовно украшенные традиционной вышивкой; пузатые самовары и яркие прялки, посуда и орудия труда. Посетители, рассмотрев экспонаты, говорят: «Словно в прошлом побывали». Подумают и добавят: «А в прошлом душевнее. Не уходили бы»! Тем более об экспонатах музея библиотекарь может много чего интересного рассказать. Вот и для меня она провела познавательную экскурсию.

САМОВАР КИПИТ – УХОДИТЬ НЕ ВЕЛИТ

Особенно интересна выставка «Раздуем тебя, самовар»! Слово «самовар» пришло к нам из глубокой старины. Чем-то удивительно родным и близким веет от него. Самовар стал символом русского хлебосольства, уюта и гостеприимства. Растапливали углями, щепками, сухими шишками. Чай из самовара вкуснее, чем обычный, так как для настаивания заварки у самовара есть специальная конфорка. Трудно сказать, когда появился первый самовар. Историю создания этого необыкновенного сосуда-самогрева связывают с именем тульского мастера Ивана Лисицина. С его лёгкой руки самоварное дело в России пошло в гору. Тулу стали называть «самоварной» столицей мира. Светлана Геннадьевна показывает мне латунный самовар тульского мастера Баташева Алексея Ивановича:

- На самоваре есть клеймо с его фамилией, - говорит она. Несколько поколений семьи Баташевых, передавая секрет изготовления самоваров по наследству, делали их лучшими в мире.

К середине 19-го столетия в Туле действовало уже 40 самоварных фабрик. Особенно ценились самовары ручной работы. И такой есть в музее – медный в форме бочонка, 1889 года выпуска. На первый взгляд самовары маленькие, но на самом деле очень вместительные. Недаром говорят: «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое». Светлана Геннадьевна, как любительница заваривания разных чаёв, убеждает меня, что чай, приготовленный в самоваре, имеет неповторимый аромат, приятнее на вкус, остывает медленнее и пьётся легче. А самовар, будто ещё один собеседник, то весело посвистывает, то сердито пыхтит и что-то бормочет. В старину рассыпной чай был редкостью, его заваривали только в богатых семьях и привозили из города в необычных для нас баночках. Держу в руках одну из таких – из затемнённого стекла, на ней надпись: «1 фунт – Товарищество Высоцкий и К. А вот ещё одна – жестяная, цилиндрической формы: кофе-какао, Амстердам. Поистине, «где чай, там и под елью рай». Самовары стоят на искусно связанных салфетках, которые принесла в дар музею Г. Маркова.

РУССКАЯ КРАСАВИЦА РУКОДЕЛЬЕМ СЛАВИТСЯ

Подходим к выставке «Из глубины веков». Тут представлены вышитые и набивные полотенца, скатерти, рядно (покрывала для сундуков), женские головные уборы.

Давным-давно, когда ещё не было ярких пёстро тканых тканей и узорных набивных материй, под иглой в умелых руках начало свою жизнь мастерство, которое век от века дарило людям радость творчества и превращало обыкновенные вещи в неповторимые. С тех пор вышивальная игла рисовала свою историю: крашеной шерстью, льном, хлопком. Стремление создать прекрасное отразилось в неповторимых красочных узорах и орнаментах народной вышивки.

Любуюсь полотенцем, на котором дивный узор вышит крашеной цветной шерстью швом «цепочка». Светлана Геннадьевна рассказывает:

- Это полотенце вышивала моя бабушка М.М.Крылова. Чтобы получилась такая красота, нужно было потратить немало сил и времени. Во-первых, овечью шерсть надо было спрясть тонко-тонко, покрасить. Краска была дорогая, да и не продавали её в деревне. Поэтому чаще использовали растительные красители: синюю получали из васильков, жёлтую из листьев берёзы, золотисто-коричневые тона – из коры дуба, луковой шелухи. Любимым и самым популярным цветом был красный. Считалось, что красный цвет отгоняет злых духов, охраняет человека. Получали его из зверобоя, коры дикой яблони, ольхи, крушины.

Судя по искусно созданному узору, М.Н.Крылова была опытной вышивальщицей. Перевернув полотенце, я не увидела ни одного узелка. Высший класс вышивки – гладкая изнанка. Круги, цветы, листья в узоре выполнены в виде спирали – символе материнства, плодородия, изобилия.

А вот ещё полотенце – набивное, его подарила музею Е. М. Суслова , здесь узор нанесён на ткань способом набойки вручную при помощи деревянных досок. Доску с вырезанным на ней узором и покрытым краской накладывали на влажную ткань и ударяли по доске специальным молоточком (отсюда и название «набойка»). Чаще всего набивали растительный или геометрический орнамент. На этом полотенце выбиты цветы – символ красоты и непорочности.

Здесь же представлены и женские головные уборы.

- Вот это бабья кичка (кика), - объясняет мне Светлана Геннадьевна, - это старинный русский головной убор замужней женщины. «Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Собственно кичка («волосник») закрывала волосы и имела впереди твёрдую часть: вставлялась береста, дощечка, иногда простёгивалась. Сверху повязывался платок.

Посетители также с интересом рассматривают свадебный венец и бутоньерки невесты, сделанные из воска. Их принесла в музей Т. Н. Бобкина. Думаю, неслучайно Светлана Геннадьевна разместила их рядом с полотенцами. К 15-ти годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое: вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которая должна была свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Полотенца, подзоры, скатерти, одежду женщины украшали «вошвами»(«прошвами») – обильно вышитыми кусками ткани и связанными крючком кружевами. Прошв и кружев в музее представлена целая коллекция.

Кружевоплетение в старину называлось «женским замышлением», а сами кружевницы – «плетеями». Светлана Геннадьевна показывает мне кружевные узоры: дубовый лист, розы, куриные лапки; протекай, речка и другие.

- В нашей местности, - говорит она, - вязали кружево без всякого рисунка, просто кружевница сидела и отсчитывала одинаковое количество переплётов, и у неё бесконечно повторялся один и тот же узор. Эти кружева назывались численными или мерными, и они самые старинные.

Большинство кружевниц одержимы своей работой. Они превращаются в художниц и живут в том непередаваемо счастливом состоянии, когда у них из обыкновенных ниток получается несказанная красота.

У ЛЕНИВОЙ ПРЯХИ И ПРО СЕБЯ НЕТ РУБАХИ

Рядом с печью стоят спутники русской крестьянки на протяжении всей её жизни: прялка- «самопряха» и прялки для ручного прядения. Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывали к верхней части прялки – лопаске, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала нить, скручивая её правой рукой при помощи веретена. Сколько было нужно ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной, чуть потянешь сильнее – она оборвётся, а чуть слабее - будет слишком тонкой и неровной. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. Поэтому прясть и готовить себе приданое девочка начинала с 6 – 8 лет. Рассматриваю прялки – ни одна не повторяет другую. Почти в каждой деревне была своя форма прялки, свои приёмы украшения. В нашей местности донце делали из осины, лопаску(гребень) – из клёна, а веретёна –из берёзы.

В музее есть простая прялка, прялки, украшенные цветной соломой и металлической резьбой. Ручное прядение было очень медленным. Чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи. Из пряжи на ткацком стане ткали холст. Его отбеливали на снегу на солнце – это зимой, летними ночами холсты расстилали на лугах, а к утру купали в росе. Женские и мужские рубашки, сшитые из таких тканей, передавали человеку мощь и целительную силу Земли. Рубашка вообще воспринималась нашими предками как вторая кожа, её нельзя было продать, считалось, что ты продаёшь своё счастье. В музее есть именно такая крестьянская точаная рубаха, а ещё суконный кафтан, который спасал деревенского мужика от холода. Рядом с рубахами – неизменная обувь крестьянина – лыковые лапти да верёвочные чуни.

ЧУДЕСА – ДА И ТОЛЬКО!

В музее много и других уникальных вещей, старинных книг. Перелистываю «Вечерние беседы с крестьянами»,«Календарь-собеседник», Псалтирь» на церковнославянском языке, а вот интересный документ «Похвальный лист», выданный Николаю Смирнову, ученику Топалковского Земского народного училища Весьегонского уезда за отличное поведение и успехи. Было это «октября 8 дня».

Особенно меня поразил рабочий патефон и пластинки к нему. Как рассказала Светлана Геннадьевна, патефон она нашла у бабушки и дедушки на чердаке, поставила пластинку, покрутила ручку, и мы услышали «Челиту».

Несколько полок в музее занимает старинная посуда, домашняя утварь. Глиняный рукомойник принесла Татаринцева М. М., аккуратные глиняные миски Войнова В. Е. Кувшины, мутовки, корчага, ложки – чего тут только нет! А вот интересный сосуд – квасник. Одна из посетительниц музея даже спела задорную частушку, которую раньше она слышала от Виноградова В. С.:

Парьте, бабы, квасники,
Идут язвински мясники.
В поле ветер, в поле гром,
Всё равно гулять пойдём.

Есть здесь и радиоприёмник «Новъ» с очень хитрым устройством, старинные настенные часы, необычная керосиновая лампа, подаренная Виноградовой Т. Б., и много других интересных вещей – всего не перечислишь. Это надо увидеть.

ВСЕХ ДОРОЖЕ И ЦЕННЕЙ – ВОСПОМИНАНИЯ ЛЮДЕЙ

Жемчужина музея – воспоминания людей. Тех, кто помнит довоенную жизнь, Великую Отечественную войну. Тех, кого почти не осталось с нами. Ветераны уходят навсегда, и сберечь их опыт и взгляд на жизнь – главная задача хранительницы музея. Несколько лет подряд Светлана Геннадьевна ходила по деревням, беседовала с бабушками и дедушками, фотографировала. Терпеливо выслушав стариков, записывала драгоценные воспоминания, чтобы затем по вечерам перепечатать на домашнем компьютере. Собранные материалы библиотекарь оформила в две толстые папки, которые назвала «Летопись деревень». В «Летописи» собраны материалы о жизни, быте, промыслах крестьян Топалковской волости. Большую часть информации Светлана Геннадьевна получила от своей матери Саблер А. И., которая много лет была председателем сельского совета, хорошо знала людей, интересовалась историей. А также от Крылова А. И., который много чего повидал, помнил и охотно делился воспоминаниями, сохраняя до 88 лет здравый ум и отличную память.

Особенно в крестьянском быту был развит деревянный промысел. Дерево было самым распространённым материалом в строительстве, в изготовлении посуды, мебели, всевозможных орудий труда и даже лодок. В Тюхтове на Мологе и Улуке выдалбливали из осины небольшие лодки с высокими носами – ботники. В Маринихе занимался бондарством Иванов Н. И., а в Иванькове делал кадушки, бочонки, ушаты – Ершов Н. А. Крестьяне деревни Косячиха Веселов В. и деревни Горошково – Ильинский и Беляев делали сани, дровни, розвальни и колёса к телегам. Обо всём этом я узнала из «Летописи».

Умельцы красивой резьбой украшали вальки и врубели. Сейчас мало кто знает, что это были за предметы, а раньше ни одна крестьянка не могла без них обойтись. Вальком выколачивали на реке бельё при стирке, при помощи скалки и врубеля его выкатывали – гладили.

В деревнях было распространено украшение наличников окон искусной резьбой. Рассматриваю в «Летописи» фотографии домов. Вижу на наличниках листья одуванчика, виноградную лозу, птиц с человеческими головами. Поражает точность рисунка, гармоничность тона, радующего глаз. В Пожарье у реки мужики гнали дёготь. Кустарные «заводы» - деревянные срубы, крытые сверху дёрном. За околицей деревни, близ болотцев «куривались» до десятка таких «заводиков».

В «Летописи» много воспоминаний о годах войны. Слёзы наворачиваются на глаза, когда читаешь эти страницы. На всю жизнь запомнятся некоторые истории. Вот одна из них, рассказанная Саблер Анной Тимофеевной. Она была медсестрой в военном госпитале: «Госпиталь приходилось разворачивать в приспособленных помещениях. Раненые поступали потоком. Не хватало коек, медикаментов, персонала. Оперировали и ухаживали с «коптилками». Работали с полной отдачей сил, не спали сутками. Несмотря на очень невесёлую обстановку, мы не теряли бодрости, старались шуткой поддержать раненых и себя».

Беляева А. И. не была на фронте, но она хлебнула лиха на торфоразработках. Вот её потрясающая воображение история: «С 1942 по 46 гг. я была угнана в Кувшиново добывать торф для военного завода. Жили в бараках – 40 человек. Тут и пленные немцы работали. Они получали паёк – 800 г хлеба, масло, мясо. Мы же (свои рабочие) – 500 г хлеба и щи из крапивы. Выдавали курево, но мы не курили и обменивали его на масло и мясо у пленных. Возили торф на вагонетках через глубокие траншеи – до 9 м глубиной. Работали по 12-16 часов…» Почитаешь такие истории, охватывает гордость за свой народ и одновременно горечь за жестоко обошедшуюся с ним судьбу.

ЖИВИ, МУЗЕЙ!

Культура каждого народа выражается в произведениях искусства и быта. Предметы быта, которые дошли до нас от далёких предков, рисуют их повседневную жизнь, их вкусы, привычки, взгляды. Без этих мелочей многое было бы нам непонятно и неясно в их жизни. Все предметы быта, вещи бережно хранятся в этом музее. В конце нашей встречи Светлана Геннадьевна сказала, что в её дальнейших планах продолжать краеведческую работу, собирать новые экспонаты. Ведь человек не может жить только сегодняшним днём, сиюминутными интересами, как бы ни были они значительны. Ему необходимо представлять свою жизнь продолжением жизни существующей издавна и не имеющей окончания, прикасаться к искусству своего народа, как вечности. Нельзя не согласиться со словами искусствоведа А. П. Рогова: «Художественные промыслы и всё народное искусство – это сказочно-необъятная и неисчерпаемая кладовая очень мудрой радости… В художественных промыслах мне совершенно по-новому открылись душа и характер русского народа, его миропонимание, его идеи и мечты, его история. По-новому понималась родная земля».

Музей должен жить! Его организатор надеется на лучшее и мечтает, чтобы все те, чьи предки жили на этой земле, откликнулись, написали, приехали,принесли новые экспонаты. Славная история нашего края не должна забываться!
Автор: Светлана САХАРОВА
524

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Игорь Руденя на съезде Единой России сделал акцент на программе развития Нечерноземья
В Москве состоялся XVI отчетно-выборный съезд партии «Единая Россия». Политический форум собрал более трех тысяч участников: членов партии из всех регионов страны, представителей министерств и ведомств, общественных организаций, журналистов.
23.01.201721:11
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию