17 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 16.11.2015

Бывают происшествия на свете

Фотограф: ЮРИЙ КАМУШКИН

«Провинциальные анекдоты» на сцене театра драмы

«Провинциальные анекдоты» на сцене театра драмы

Пьесу Александра Вампилова представил режиссер Валерий Персиков, затронувший в своем спектакле большой пласт истории мирового театра и литературы.

Уже в программе постановщик делает акцент на гоголевской традиции, которой следует в своем тексте драматург. Эта обращенность подчеркнута эпиграфом к спектаклю – слова писателя о происшествиях, которые, кто что ни говори, «редко, но бывают». В этом смысле спектакль соответствует известному значению слова «анекдот» – короткий рассказ о смешном, забавном, некогда имевшем место. История жанра как такового настолько велика, а поэтика настолько интересна, что каждый, кто обращается к нему, волен самым причудливым образом трактовать избранный материал. Валерий Персиков вслед за Вампиловым использует для создания яркого художественного высказывания весь спектр возможностей, и комические средства в этом арсенале занимают не основное место. По мнению режиссера, Вампилов смотрит на жизнь прямо и честно, не отводя смущенных глаз в сторону. В анекдотах – очень острые, смешные и яркие наблюдения, а также глубокое размышление о человеке. В двух одноактных комедиях – «Двадцать минут с ангелом» и «Случай с метранпажем» – все это имеется в избытке.

Сцена крутится, поделенная на секторы – номера в гостинице «Тайга», обставленные просто и одновременно значимо для понимания среды и места действия. Художник Николай Юдин, наполняя пространство важными деталями вроде репродукций известных полотен, делает акцент, казалось бы, на мелочах, которые, однако, наделены характерологическими функциями. В сочетании с музыкальным оформлением (как всегда, Валерий Персиков работает со своим давним соавтором Григорием Слободкиным) скрипящая дверца шкафа становится метафорой глухой провинции, о которой писал в том числе и Гоголь. А нарочитый бытовизм – и обстановки, и ситуаций – обостряет коллизию и едва ли не усугубляет возникающие конфликты. Построены они по классическим законам, виртуозно осмысленным драматургом и воплощенным авторской группой. Реплики превращаются в полноценные репризы и вызывают смех, равно как и нестандартность ситуаций, возможных разве что только в анекдотах.

Впрочем, необычность положений (герои воспринимают их экстраординарными) вызывает сомнения, но игра артистов все сомнения снимает. Вот закаленный в трудах администратор Калошин вынужден притворяться сумасшедшим, в лице командированного Потапова (Валентин Кулагин) увидев для себя и своей карьеры опасность. А всего-то герой Константина Юченкова испугался незнакомого ему слова «метранпаж». И ему уже чудится то проверяющий из Москвы, то корреспондент «Известий», то министерский работник. Мнимый больной боится, что делает его весьма похожим на героев гоголевского «Ревизора», которые боялись труса и самозванца Хлестакова. Вот в номер к Угарову и Анчугину, прогулявшим все деньги, входит неизвестный и предлагает безвозмездно сто рублей. И здесь тоже Гоголь лежит на поверхности, но отсылки к литературной традиции в спектакле пародийны, они позволяют актерам с большей глубиной и вдумчивостью показать персонажей. Угаров и Анчугин в исполнении Тараса Кузьмина и Залима Мирзоева строят свои эпизоды почти по цирковым правилам, однако не допускают откровенного комикования, показывая и вкус, и стиль, и известный актерский полет. Залим Мирзоев рассказывает, что в работе с режиссером для него очень важно ощущать возможность выражать свое мнение и быть сопричастным к созданию образа: «На мой взгляд, обмен идеями и энергиями придает дополнительный объем создаваемому характеру». «Тема спектакля актуальная, герои узнаваемы, самобытны, – добавляет артист, – а острота сюжета выводит обыкновенную бытовую историю на уровень анекдота».

В исполнении Константина Юченкова администратор Калошин в ходе действия превращается из хамоватого, нечистого на руку мелкого начальника в вызывающего известную жалость человека, особенно когда выясняется, что жена ему изменяла, и он признает и принимает факт обмана. «Суд» над агрономом Хомутовым (Вячеслав Грибков) в этом контексте выливается в неприятный фарс, что сближает его с противоположным содержательным полюсом спектакля – сценой, в которой Калошин «благословляет» на новый брак свою супругу Марину (Ирина Погодина) и ее кавалера Камаева (Геннадий Бабинов). Своей волей Валерий Персиков превратил пьесы в одно повествование. Совмещенные вместе, они порождают и совершенно логичный финал, и усиливают авторскую интенцию. Здесь стоит сказать, что в 1981 году, когда режиссер впервые обратился к тексту Вампилова, он также использовал прием одновременного рассказывания анекдотов. Это оправдано, потому как позволяет сблизить однородные линии завязки, кульминации и развязки. А кроме того, особым образом высвечивает тему отношений между людьми. В «Случае с метранпажем» Калошин из-за недоверия попадает в неловкое положение, во второй пьесе речь идет о том, что экспедитор и шофер, приехавшие за унитазами для своего родного города, должны поверить в бескорыстие и доброту Хомутова.

В конечном итоге все вертится вокруг человека. «Со всеми нами что-то произошло» – эта реплика звучит в спектакле. Люди попадают в комическое положение, вызывающее смех, но гораздо интереснее выяс­нить, почему человек становится смешон. Две героини – Фаина (Яна Голубева) и Виктория (Виктория Козлова), – кажется, только и задумываются над этим вопросом, и вообще они более чем кто-либо другой олицетворяют человеческое начало в человеке. А остальные? Калошин уйдет управлять местной культурой, а Угаров с Анчугиным и в другой раз, получив товар, также сядут отмечать командировку.

Евгений ПЕТРЕНКО
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
384

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость