28 Июля 2017
$59.41
69.64
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Образование12.11.2015

Залпы истории

Фотограф: АЛЕКСАНДР СОЛОДКОВ

В тверской гимназии №12 прошел Урок памяти

В тверской гимназии №12 прошел Урок памяти

Этот день и час для него был выбран не случайно: именно 11 ноября 1918 года ровно в 11. 00 утра 101 пушечный залп возвестил об окончании Первой мировой войны и подписании Версальского мирного договора, перекроившего геополитическую карту Европы. 

Сегодня, спустя ровно 97 лет, ученики 10 «В» класса, в том числе (на снимке) Анна Пиекалнитс, Сергей Гусев, Никита Гавриленко, Сергей Гусев, Яна Медведева, вместе со своей учительницей истории Ириной Анатольевной Мерзляковой искали и находили на глобусе границы таких государств, как Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, и других, появившихся в результате переустройства мира. И хотя их нынешние очертания далеко не всегда соответствуют прежним, карта Европы начала XX века стала для ребят более наглядной и понятной. Особенно после того, как они посмотрели видеоролик, посвященный этой теме, и узнали, какие страшные цифры человеческих потерь стоят у истоков создания этой послевоенной, так называемой Версальско-Вашингтонской, системы. За годы Первой мировой было убито 10 млн военнослужащих и ранено 11,5 млн, а потери мирного населения воюющих стран, в том числе и России, оказались еще больше: 11,5 млн погибших и 20 млн умерших от голода и эпидемий.

Такие уроки истории человечество должно запомнить надолго, но память у него оказалась короткой, иначе бы не началась спустя всего лишь 21 год Вторая мировая война, унесшая еще больше человеческих жизней. В этот день ребята узнали о ее глобальных причинах, истоки которых были заложены Версальским мирным договором. Его условия немцы сочли для себя унизительными, а ущемленное на долгие годы национальное самосознание и стало во многом питательной средой для возникновения в Германии фашизма.

Одна из десятиклас­сниц, Маша Кирова, с особым вниманием слушала педагога, объясняющего ребятам причинно-следственные связи между Первой и Второй мировыми войнами. Как выяснилось, ее прапрадед принимал участие в боевых действиях в составе русской царской армии, о чем в детстве рассказывала прабабушка. Так что эта страница истории непосредственно касалась ее родословной и поэтому была для девочки особенно интересной.

Конечно, раскрыть столь глобальную тему на одном, причем внеплановом, уроке достаточно сложно. Тем более что ребята получили от своей учительницы и домашнее задание: сделать сравнительный анализ мемуаров Михаила Родзянко, крупного политического и государственного деятеля того времени, председателя 3-й и 4-й Государственной думы, в 1917 году возглавившего ее Временный комитет, и Манифеста последнего российского императора Николая II, в котором тот отрекается от престола. О своих выводах и размышлениях ученики расскажут на ближайшем классном часе, а на прошедшем Уроке памяти они испытали прежде всего чувство гордости за русских солдат, бесстрашно сражавшихся с врагом. И хотя формально России не было в числе стран-победительниц Первой мировой, так как 3 марта того же 1918 года она подписала с Германией унизительный Брест-Литовский мирный договор и по этой причине ее не пригласили в Версаль для обсуждения дальнейшего переустройства Европы. Но подвиг тысяч солдат и офицеров признавали все. И уже дети воинов Первой мировой продолжили борьбу с фашистской Германией, приняв от своих отцов эту героическую эстафету. Одним из них был прадед десятиклассника Дмитрия Калекина, командир танкового экипажа Прокопий Михайлович Назаренко.

 – Когда я слушал рассказ о русских героях Первой мировой, – сказал он, – я невольно вспоминал своего прапрадеда, память о котором бережно хранится в нашей семье. Он прошел почти всю войну, которую закончил в логове врага – самом Берлине, и на его счету к тому времени было свыше тридцати подбитых немецких танков. Семейный рассказ я дополнил сведениями из Интернета, и это помогло мне лучше узнать своего героического предка, испытать чувство гордости за свой род и желание продолжить эту эстафету, пойти по стопам отца, офицера, участника боевых действий, в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане и своего прадеда, командира танкового экипажа. Наверное, именно тогда я и принял решение поступать после окончания 11-го класса в Санкт-Петербургское высшее военное училище.

Да, есть такая профессия – Родину защищать, и ее сегодня выбирают для себя, так же как и Дима Калекин, все больше и больше ребят. Продолжая воинскую эстафету отцов, дедов и прадедов, побывавших  в окопах Первой мировой, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной, защищавших покой мирных жителей в разных горячих точках нашей страны и за ее пределами. И этот выбор – тоже один из выводов, сделанный ими на уроках исторической памяти.

Светлана АВДЕЕВА
Автор: Светлана АВДЕЕВА
73

Возврат к списку

«Тверская Жизнь» узнала, как проводят лето дети
Лето диктует свои правила жизни. Хочется гулять по лесу, купаться, пить холодный квас, путешествовать, да и просто бездельничать. Поэтому именно в это время года люди берут отпуска, а у детей – каникулы. У взрослых, конечно, время отдыха пролетает гораздо быстрее.
26.07.201719:30
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость