10 Декабря 2016
$63.3
67.21
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Здоровье10.11.2015

Читайте детям книги

Фотограф: Валерия ПЛЕТНЕВА

Советуют школьные психологи и логопеды

Советуют школьные психологи и логопеды 

Два года назад в стране был принят закон об инклюзивном образовании. Он предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия, в состав которой входят лучшие тверские специалисты, проводит в школах диагностику учеников начальных классов, выявляет тех, кто особенно нуждается в помощи специалистов. С какими проблемами в развитии ребенка сталкиваются чаще всего? Каковы пути преодоления? Об этом рассказывает член комиссии психолог Елена Жебраэль.

Как отметила Елена Сергеевна, большие проблемы современных первоклашек лежат в логопедической области. Речь идет прежде всего о недоразвитии определенных функций – произношение звука и его восприятие. Ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Нарушение фонематического слуха, который является необходимой основой для понимания смысла сказанного, влечет за собой трудности в учебе, становится причиной большого количества неспецифических ошибок. Они не зависят от знания правил. Школьник просто не слышит разницы, например, в таких словах, как «башни» и «басни», «почка» и «бочка».

Более глубокая патология – общее недоразвитие речи, которое становится причиной нарушения лексико-грамматического строя. Ребенок говорит: «зеленый красивый дерево», «пять креслов». Есть слова, которые они не могут правильно произнести. Вместо «балерина» они говорят «балелина», вместо «сковорода» – «скоровода» и считают, что говорят правильно, просто не слышат ошибки. И, естественно, так будут писать. Часто включается оптический компонент, когда не видна разница при написании «у» и «и», образы этих букв сливаются в одно. Кстати, у таких ребят зачастую плохо развито чувство пространства. 

– На комиссии мы смотрим, во-первых, на общий уровень развития ученика, соответствие его интеллектуального развития норме. Это быстрый тест, но благодаря ему многое становится понятно. По ответам ребенка видим логопедические проблемы, делаем заключение, и только после этого он попадает на занятия к специалисту. 

В настоящее время школьные логопеды постановкой звуков не занимаются в соответствии с законом, в котором четко говорится, что в сфере его деятельности – только исправление нарушений чтения и письма. Если ребенок не произносит четырех и более звуков, и когда его речь становится малопонятной, только тогда решением комиссии направляется на коррекционные занятия. 

Тем родителям, которые готовят своего малыша к школе, важно знать: звукопроизношение является проблемой именно дошкольного возраста, ее решают в детских садах и поликлиниках. У первоклассника должна быть правильно поставленная речь. 

Но на сегодняшний день число детей с различными логопедическими дефектами очень велико. В 2013 году РАН в рамках исследования «Будущий первоклассник. Какой он» провела диагностику в 15 регионах страны. Выяснилось, что 25 – 30% детей имеют нарушение речи.  

Как отмечают специалисты ПМПК, практически у всех детей с общим недоразвитием речи есть некий неврологический статус. Эти наблюдения подтверждаются данными профессионалов в этой сфере. 

– Два года назад, когда мы знакомились с законом об инклюзивном образовании, – говорит Елена Сергеевна, – специалисты из Москвы, которые его разрабатывали, приводили такие данные: у более чем 93% новорожденных наблюдается патология, связанная с нервной системой. Достаточно зайти в любой класс, чтобы в этом убедиться. Один ребеночек часто икает, другой, когда говорит, кривит губу, у третьего – повышенное слюноотделение. А этот сидит, подложив под себя ногу. Такое стремление занять комфортную для него позу может свидетельствовать или об эмоциональном напряжении, или о нарушении опорно-двигательного аппарата. В другом классе мальчик не отзывается, когда его зовут по имени, не реагирует, пока не дотронешься до плеча. Третьеклассник не может повторить короткую фразу из трех слов, что свидетельствует о неразвитой памяти. И у очень многих отмечается сильная утомляемость. 

Логопедические проблемы можно корректировать. Если развился фонематический слух, регрессии уже не будет – это достижение остается с человеком навсегда. Труднее работать с общим недоразвитием речи, потому что там затронут широкий спектр личности, требуется развитие всей интеллектуальной сферы. 

Родители, конечно, прилагают много сил, и большинство ребят приходят к норме, развиваются до нужного уровня. Но психологи и логопеды советуют более внимательно смотреть за неврологическим состоянием малыша. И если возникают вопросы, обязательно посетить невролога, сделать энцефало­грамму. Не надо бояться этого слова: в некоторых школах страны в рамках здоровьесберегающих технологий наряду с ортопедическим и кардиологическим обследованием регулярно прибегают и к этой методике. 

Главный совет, который адресован всем родителям, прост: читайте своим детям книги, разговаривайте с ними. Пусть он слышит правильную грамотную речь. 

Валерия ПЛЕТНЕВА
Автор: Валерия ПЛЕТНЕВА
51

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В День Героев Отечества Игорь Руденя встретился с почетными жителями Верхневолжья
Сегодня, в День Героев Оте­чества, губернатор Игорь Руденя встретился с прославленными жителями нашей области. Сразу 10 выдающихся земляков собрались за одним столом. 
09.12.201622:06
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию